Креативная команда должна строить храм, а не таскать камни
Почему не стоит брать на работу креатора без хобби? Отсутствие вдохновения – это диагноз? Кто креативнее – женщины или мужчины? И самое главное, как организовать рабочий процесс в креативном коллективе, не сорвав дедлайны и не допустив тотального нервного срыва? Своими подходами и принципами работы с командой делится управляющий партнер ивент агентства Redday Константин Андреев.
Константин Андреев,
управляющий партнер ивент- агентства Redday
Кто такой креативщик?
Условно говоря, всех сотрудников можно разделить на два типа: те, которые работают, используя только отработанные схемы по гайдам, исключая или максимально упрощая то, с чем раньше не сталкивались, и те, которые не пугаются новых задач и пытаются их решить теми способами, которые не использовались ранее. Именно последних можно называть креативными организаторами. Помимо нестандартных подходов им свойственна смелость в принятии решений.
Основной плюс креативного сотрудника в готовности найти решение для любой самой сложной задачи – в этом суть креатива. А минус в том, что креатор по свой природе не всегда думает о стоимости реализации той или иной идеи. Поэтому наиболее эффектные и эффективные решения всегда появляются на стыке сильного креатива и целесообразной реализации.
Немного разные результаты на выходе дают мужчины-креаторы и женщины-креаторы. Но говорить, что какие-то из них лучше, а какие-то – хуже, неправильно, поэтому здесь не может быть гендерных предпочтений. Однако я считаю, что креативность – это в некотором смысле математика. Креатив и создание чего-то нового – это практически всегда комбинаторика, поиск интересных решений на стыке опыта и различных знаний. Не зря существуют такие понятия, как мужская и женская логика, поэтому методы комбинаторики применяются по-разному.
Обучать и объяснять
Существует стереотип о том, что креативность – это талант, и научиться этому невозможно. Опыт и практика показывают, что это не так. Безусловно, у каждого человека должны быть какие-то задатки, но их надо развивать. Для этого существуют определенные методики, которые очень давно используются во всем мире. Обучение должно проходить в два этапа: на первом уровне человеку необходимо дать методики и техники, а на втором – показать реальные примеры креативных кейсов, на которые он будет опираться при генерировании собственных идей – такой способ действительно работает.
Каждый участник коллектива должен понимать не только свою роль, но и знать, чем занимаются остальные сотрудники, в полном масштабе осознавать свое участие в реализации проекта и понимать, что является звеном большой цепочки, без которой она не сможет замкнуться. Также работникам необходимо давать полномочия и предоставлять определенную свободу действий – все это мотивирует работать больше и лучше.
Все мы знаем притчу о том, как два человека занимаются одинаковой работой. При этом у одного спрашивают:
– Что ты делаешь?
– Таскаю камни, – отвечает он.
– А ты что делаешь? – спрашивают второго.
– Строю храм, – отвечает тот.
В результате у того, кто строит храм, есть мотивация, и продуктивность его гораздо выше, чем у того, который таскает камни. Также и в случае с креативной командой: она должна строить храм, а не таскать камни.
Отсутствие вдохновения – не оправдание
Если речь идет об отсутствии вдохновения у креативного сотрудника, то для меня это скорее нонсенс. Вдохновение – это атрибут творческого человека, а в моем понимании творчество – менее прикладная и бизнес-ориентированная сфера. Креатив же – это, как мы выяснили, прикладная история, которая должна существовать независимо от того есть вдохновение или нет.
Звёзды в команде – это данность
На сегодняшний день звезды в команде – это не исключение, а данность. За последние годы отношения работодателя и сотрудника поменялись, и сегодня именно работник является центром внимания. Ценный специалист часто работает на своих условиях, особенно если это касается креативной сферы. Наличие звездных сотрудников сейчас скорее необходимость для успешной работы компании на рынке. Как правило, звезда не одна, а их несколько. Поэтому руководство должно быть изначально готово идти навстречу и предлагать уникальные условия труда.
Помни о … хобби
Организатор мероприятий по праву считается одной из самых стрессовых профессий. Наряду с пожарными, врачами и полицейскими.
Со своей стороны, внутри агентства, мы постоянно организуем мероприятия для сотрудников – праздники и вечеринки, на которых все могут расслабиться, дать выход эмоциям, переключиться и не говорить о работе. Дать коллективу возможность расслабиться – лучший способ снять стресс и избавиться от рабочего напряжения.
Цейтнот как плановая работа
Чтобы постоянная нехватка времени не сводила вас с ума, важно четко планировать свои действия и правильно расставлять приоритеты. Цейтнот – это огромное количество задач, которые необходимо выполнить в очень сжатые сроки. Для того чтобы с этим справиться, нужно разобраться что делать сначала, а что можно оставить на потом. Расположить все задачи на временной линейке, и тогда картина станет ясна целиком. Таким образом, цейтнот превратится просто в плановую работу.
Регламентация и цифровые технологии упрощают жизнь
Внутренние процессы работы в Redday регулируются документами, где расписана последовательность нашей проектной работы от момента получения клиентского брифа до завершения проекта, а также вся постпроектная деятельность. Эти документы также представлены в виде огромного плаката, который располагается в офисе на видном месте. Там наглядно структурирована схема взаимодействия на различных этапах работы.
Еще одно решение, которое помогает упорядочить работу с креативной командой, – это цифровая платформа. Она позволяет сводить воедино планы и рабочие графики больших команд, выстраивать коммуникацию между сотрудниками.
И штат, и удаленка, и фриланс
В нашей практике есть успешный опыт работы как с фрилансерами, так и со штатными работниками. Для себя мы пришли к выводу, что не можем остановиться исключительно на штатном формате: для проектной работы это очень дорого, а в пиковые периоды нагрузка многократно возрастает, и обходиться только штатными силами просто нереально.
С другой стороны, построить креативную компанию, состоящую целиком из внештатных специалистов, тоже не представляется мне возможным. Удаленный сотрудник, каким бы системным он ни был, все равно в определенной степени человек свободный и, зачастую, имеет не одного работодателя. Из-за этого могут срываться сроки, неверно выполняться задания, в самом худшем случае про вас вообще могут забыть. Рассчитывать на фрилансеров и удаленщиков, как на постоянный ресурс, опрометчиво. Поэтому оптимальный вариант – это штат плюс ресурс подключаемых по мере необходимости специалистов.
3 ошибки в управлении креативными командами:
- Команда не видит всего процесса целиком
Если каждый сотрудник отвечает только за свой узкий сегмент и не знает о результатах работы своих коллег, возникнет дискоммуникация между членами команды. Сотрудники не будут понимать, как повлиять на входящие данные, с которыми они будут работать, и в каком наилучшем виде может быть сделана их собственная работа. Следствием этого могут стать многочисленные переделывания, а на выходе получится неудовлетворительный результат.
- Сотрудник не чувствует взаимосвязи между объемом проделанной работы и материальным вознаграждением
Исходя из собственного опыта, мы пришли к тому, что должна существовать как постоянная базовая часть оклада, так и переменная, которая зависит от результативности специалиста. Упускать такую составляющую мотивационной системы – большая ошибка.
- Гиперопека креативных сотрудников
Если вы не наделяете определенной ответственностью работников, они перестают самостоятельно принимать решения, думать о финальном результате и эффективности своих действий, а начинает концентрироваться на том, чтобы угодить непосредственному руководителю-опекуну.
А что потом?
На мой взгляд, в будущем не произойдет принципиальных изменений в плане взаимодействия с клиентами и партнерами. Немного увеличится объем онлайн-коммуникации, но необходимость личного взаимодействия никогда не исчезнет, потому что это то, что позволяет находить решение даже самых сложных задач.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Redday, pixabay.com CC0 Public Domain Бесплатно для личного и коммерческого использования. Не требуется атрибуции. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
05.03.2019