«Это совсем другие эмоции», – Ян Кожан о мероприятиях и креативном кластере на заброшенном заводе в Сысерти

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


В 2020 году на территории заброшенного завода в Сысерти снова закипела жизнь: началось строительство креативного кластера. Здесь уже проводят ивенты, а в будущем откроются офисы резидентов и глэмпинг-корнер. Почему старые кирпичи кажутся организаторам более привлекательными, чем здания с вентфасадами? И как мероприятия помогают развиваться креативным пространствам? Главный редактор журнала CongressTime Дарья Островская обсудила эти вопросы с идейным вдохновителем и руководителем проекта Яном Кожаном.

EFEA

В декабре редакция журнала CongressTime посвятила креативным пространствам специальный проект и историю с обложки. Также в выпуске: как развивается ивент индустрия в Северной Европе, что необходимо для проведения креативной сессии, как российские ассоциации планируют свои конгрессы, и почему краудсорсинг – это важный инструмент для организатора конференции. Читайте новый номер аналитического журнала CongressTime по ссылке.

Кстати, в прошлый раз мы публиковали эксклюзивные дополнения к интервью комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой для журнала CongressTime.

- Ян, какое определение вы бы дали термину «креативное пространство»?

Для меня основной момент отличия креативной площадки от любой другой – это высокая степень взаимодействия ее резидентов, гостей и участников мероприятий. От индустриальных парков креативные пространства отличаются тем, что больше сосредоточены на креативной экономике и креативных индустриях. К последним можно отнести достаточно большой спектр отраслей, в том числе и организацию мероприятий. Недавно мы провели эксперимент и собрали все существующие в мире перечни креативных индустрий. В результате выяснилось, что нет какого-то единого подхода. Любая отрасль может быть отнесена в тот или иной момент своего развития к креативным. Это еще раз доказывает, что креативные индустрии затрагивают или абсолютно новые сферы деятельности человека, или авангардные части уже существующих классических отраслей.

Креативные площадки могут иметь разный фокус – на краткосрочную аренду и проведение мероприятий или долгосрочную аренду и постоянных резидентов. Площадки могут быть разными: занимать огромные пространства или не очень большие площади, располагаться в центре города или за его пределами, находиться в старом строении или во вновь возведенных зданиях. Разница только в том, что некоторые типы площадок притягивают людей из новых отраслей, настроенных на коммуникации, и способствуют таким коммуникациям. Условно говоря, старые кирпичи могут быть более привлекательными для творческих людей, чем здания с вентфасадами.

Часто в обустройство этих площадок вовлечены сами резиденты. Иногда это касается и ремонта, когда люди доделывают свои пространства. Например, может появиться стрит-арт. Но есть и иные варианты. Например, у нас есть коворкинг-пространство, созданное нами 8 лет назад, резиденты были вовлечены в создание событий. Площадка работала 50/50 – как место для проведения мероприятия и как офисное пространство.

Часто у креативных пространств есть глобальная идея или миссия, которую реализуют их создатели. Например, развить какую-то новую сферу в определенном месте или создать что-то для локального сообщества.

- Как появилась идея создать креативное пространство в Сысерти?

Все началось с моего личного интереса и желания вдохнуть новую жизнь в уникальные исторические здания. Это история Урала, территории которого осваивались и развивались именно как горнозаводской край, как первый в мире промышленный регион. Здесь был произведен первый экспортный товар России – металл. Из него сделаны Эйфелева башня в Париже и статуя Свободы в Нью-Йорке. И если Европа гордится замками, Центральная Россия – кремлями, то гордость Урала – это заводы. Именно отсюда начиналось промышленное развитие территорий всей страны.

Кстати, индустриальность не единственный бренд Свердловской области. Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга, рассказал Event LIVE о малоизвестных ресурсах для продвижения региона.

Интересный факт: несмотря на то что Екатеринбург и Свердловская область в различных рейтингах оценки креативности регионов России занимают достаточно высокие места, в регионе практически нет креативных кластеров. По крайней мере, в том понимании и формате, как они существуют в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому опыт Сысерти интересен вдвойне.

Мы не хотим открывать просто музей, где можно изучать историю. Нам хочется, чтобы эти пространства ожили снова. На территории завода планируется создание креативной площадки с разнообразными событийными пространствами. Большинство наших резидентов также связаны с проведением мероприятий.

В августе мы запустили проект «Лето на заводе». Это так называемая низовая инициатива, когда люди, кому небезразлична судьба этой территории, объединились и оживили старинные руины. Можно было бы дальше искать миллиарды инвестиций на восстановление, но, как оказалось, нужно просто начать делать. Многие поддерживают такие идеи: это и Агентство стратегических инициатив, и Фонд Президентских грантов, и городская администрация. Этот пример может стать хорошим кейсом для других регионов России.

Даже в рамках проекта «Лето на заводе» мы смогли провести несколько деловых мероприятий, несмотря на отсутствие полноценной инфраструктуры и сервисов. На следующий сезон мы прогнозируем увеличение спроса на площадку под деловые мероприятия.

Photo Photo

- Таким образом, получается, что проект «Лето на заводе» – это событийная история, которая в том числе помогла начать работу над созданием и преобразованием креативного кластера?

По сути, да. Это пилотная часть проекта создания кластера. При этом, если мы смотрим на идеальную картинку в будущем, когда кластер уже полноценно сможет работать, доля постоянных резидентов должна быть больше, чем событийная часть. Это обычная история для развития креативного пространства. События помогают сделать их узнаваемыми и привлечь к ним внимание. Постепенно доля мероприятия в общем объеме бизнеса сокращается, основной доход начинают приносить постоянные резиденты.

Кстати, креативные пространства тоже не всегда бывают вечными. Они тоже могут уходить с рынка. С их развитием территория, на которой они расположены, как правило, приобретает дополнительную ценность, повышается в цене. В этот момент на нее могут зайти девелоперы для дальнейшего освоения и застройки. Например, такая модель очень распространена в Великобритании. Конечно, это не касается каких-то объектов исторического или культурного наследия. В Сысерти мы тоже предусматриваем такой вариант развития. Вокруг нашего кластера планируется строительство апартаментов, которые на этапе эскизов вызвали большой интерес. В конечном итоге это все будет позитивно влиять на развитие территории.

- Зачем креативному кластеру проводить мероприятия?

Для развития креативного кластера мероприятия играют большую роль. Например, мы сейчас прорабатываем возможность взаимодействия с конгрессно-выставочными центрами Екатеринбурга. Это позволит организаторам проводить официальную часть мероприятия на классической площадке, а более атмосферные и неформальные события переносить к нам. Такой формат уже востребован на рынке.

Проведение мероприятий – это хороший старт для креативных пространств, которые могут быть временными ивент площадками на период поиска резидентов. Организаторы также заинтересованы в таких местах, так как постоянно ищут интересные локации для проведения своих проектов. Почему интересны именно деловые мероприятия? Во-первых, это всегда большие бюджеты. Во-вторых, это возможность привлечь внимание ключевых стейкхолдеров и лиц, принимающих решение, необходимых для развития кластера.

- Согласно вашим прогнозам, через пять лет работа над проектом завершится. Какую роль в его экономике будут играть мероприятия?

Согласно нашей бизнес-модели, основная доля доходов будет поступать от долгосрочной аренды и резидентов. Планируем, что примерно 30% выручки будет приходиться на мероприятия. Также в планах создание внутри кластера продюсерского центра и сервисов для мероприятий. Это позволит генерить собственные проекты, которые станут дополнительным источником дохода.

- Какие мероприятия будут готовы принимать ивент площадки, расположенные на территории кластера? Обозначаете ли вы для себя какие-то границы в этом направлении?

Границы нужны обязательно. Они зависят от философии площадки. Принципиально хотелось бы позиционировать наш кластер как пространство для созидания. Эта повестка должна проходить через всю концепцию его работы, в том числе через мероприятия, организованные на территории. Креативные кластеры должны не только потреблять ресурсы, но и способствовать их созиданию. Согласно этому принципу, мы планируем подбирать и резидентов.

- Какие преимущества работы с креативным пространством должны привлечь организаторов именно к вам?

Сегодня организаторам необходимо не только провести мероприятие, но и дать участникам дополнительные эмоции и впечатления. Если мы говорим про Сысерть, то, конечно, проводить конференцию в декорациях старинного завода – это совсем другие эмоции, чем те, если это же мероприятие организовать в стандартном конгрессном центре. Новизна, уникальность, необычность, атмосфера – вот что делает креативные пространства привлекательными для организаторов.

У каждой площадки могут быть свои дополнительные особенности. Например, локация. Сысерть расположена в нескольких десятках километров от Екатеринбурга. Участники могут погрузиться в атмосферу Урала, познакомиться с его природой. Это тоже дополнительные эмоции и конкурентные преимущества.

Кроме того, важен контекст пространства. Креативные кластеры – территория творчества. Зачастую они становятся популярными за счет освещения их деятельности в медиа и посещения их различными селебрити. Чувство сопричастности к этому может стать дополнительным бонусом при выборе организатором подобных пространств для события.

Photo Photo

- Какие возможности будет предоставлять креативный кластер для мероприятий?

В Сысерти получается очень разноплановый проект. С учётом дефицита инфраструктуры, нам приходится многие объекты создавать самим на территории кластера. Для мероприятий планируются площадки вместимостью 200–500 человек, а также много залов на 20–50 человек. Они будут располагаться по всей территории кластера. Это обусловлено очередностью его развития. Каждая очередь реновации будет включать в себя и офисные, и ивент пространства, что позволит сохранить комплексность территории. Часть пространств будет обладать высокой степенью трансформируемости. Например, коворкинг сможет превращаться в зал для проведения мероприятий.

Также для организации различных событий предусмотрено использование открытых пространств. Чистый воздух, близость реки и красивый природный ландшафт – это то, что будет выделять и отличать нашу площадку от традиционных выставочных и конгрессных залов в больших городах.

- В 2020 году на территории завода уже проходили мероприятия. Можете рассказать про самые интересные из них?

Среди таких мероприятий можно выделить, пожалуй, три. Первое – это наше открытие, которое проходило в формате театральных представлений, концертов и мастерских. Вторым можно назвать спортивное мероприятие «Бажовская верста», в программе которого были не только соревнования, но и лекции, и мастер-классы. А третье – это фестиваль «Классика на заводе», где были совмещены различные форматы – от выставки автомобилей до концертов классической музыки. Каждое из этих мероприятий собрало до пяти тысяч человек.

Из интересного опыта я бы назвал проходившие параллельно друг другу хакатон, где молодые ребята придумывали новые ИТ-сервисы для кластера, и закрытие туристического сезона для тех, кто любит путешествовать по Уралу. Разнообразие форматов и активностей, работа нескольких площадок и количество участников – все это создавало ощущение настоящей жизни на заводе и атмосферу созидания на площадке.

- Как вы и ваша команда определяете миссию проекта?

Пожалуй, можно выделить три основных момента. Во-первых, это возможность новой жизни для Сысерти, ее социально-экономическое развитие. Во-вторых, возрождение бренда Урала как горнозаводского региона, сохранение его истории и ценности. В-третьих, создание комфортного пространства для творческих людей и бизнесменов – для тех, кто занимается созиданием.

В ноябре 2020 года проект «На Горном Заводе» был презентован на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс. Идея создания модели креативных кластеров как драйверов развитии территории на примере старинного уральского завода вошла в ТОП-300 частных инициатив и была избрана из почти 15 проектов, а также представлена Президенту РФ Владимиру Путину.

Speaker

Аркадий Киселев, заместитель генерального директора, руководитель Уральского конгресс-бюро, Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области

Креативные пространства в России позволяют расширить границы между форматами событий, предлагая свои возможности для трансформации стандартных деловых мероприятий. На территории Свердловской области уже работают такие пространства: кластер на Сысертском железоделательном заводе, культурно-выставочный комплекс «Синара Центр» в Екатеринбурге, и «Арт Резиденция» недалеко от Нижнего Тагила. Что касается деловых мероприятий в целом, то они становятся многоаспектными. Все чаще заказчики стремятся дополнить свое событие креативной составляющей. На мой взгляд, такие площадки обладают значительным потенциалом, в том числе и в гибридном формате при наличии технической возможности подключения онлайн-трансляции. Проведение международных мероприятий на территории креативных пространств также возможно. Но при этом площадка должна обладать необходимым техническим оборудованием, соответствовать требованиям безопасности и соблюдать санитарно-эпидемические нормативы в соответствии со стандартами. Существующие креативные пространства Свердловской области уже могут принимать международные мероприятия до 500 человек.


10.01.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности