«После биеннале я каждый раз ощущаю себя новым человеком», - Алиса Прудникова о событии, меняющем сознание
Уральская индустриальная биеннале существует с 2010 года, планомерно закрепляя образ Екатеринбурга как центра современного российского искусства. В сентябрьском выпуске журнала CongressTime Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, руководитель стратегических проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, подробно рассказала о том, как формируется программа биеннале. А портал Event LIVE публикует уникальные дополнения, которые вышли за рамки задач печатного интервью, но помогают лучше понять характер как самого мероприятия, так и его руководителя.
- Алиса, в этом году исполняется десять лет с открытия первой биеннале. Как появилась идея её проведения, к чему проект пришёл сейчас?
В 2008–2009 году мы в качестве эксперимента проводили фестивали «Арт-завод» на производственных площадках. Этот формат помог нам осознать, насколько эффектно работы современных художников всех жанров встраиваются в индустриальные пространства. Совпали базовые идеи: и завод, и художник заняты производством. В одном случае получается танкер, а в другом – произведение искусства.
Биеннале оказалась очень правильным форматом для того, чтобы сформулировать интерес, привлечь аудиторию и обозначить нас как один из самых интересных центров современного искусства. На тот момент в России блистала Московская биеннале, она была главным событием России в своей сфере. Но нам хотелось сделать большой проект в регионе, где мы жили, и который любили. Так появилась Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Индустриальность выбрана как идентичность, уже в самом названии определяется специфика. То есть все начиналось с заводов как больших невыставочных пространств и превратилось в главную особенность биеннале, постоянную тему для исследования силами международных и российских кураторов.
Кстати, мы писали о том, как фестиваль современного искусства «Арт-Овраг» помогает создать новую идентичность для города металлургов Выксы
- Такая особенность помогает в развитии мероприятия?
Сейчас, анализируя десятилетнюю историю проекта, я понимаю, что именно это и сподвигло международное сообщество обратить внимание на Екатеринбург, на специфику нашего самоопределения. Мы не просто демонстрируем Урал как «опорный край державы», а говорим о своей идентичности на современном языке. Второй важный момент: многие страны прошли стадию индустриализации, и есть связанный с этим опыт, поэтому мы становимся релевантными и близкими как для художников, так и для зрителей со всего мира.
Уральская индустриальная биеннале современного искусства в цифрах:
>100 000 гостей
>300 художников
70 стран
14 заводов Екатеринбурга и Свердловской области
Источник: Уральская индустриальная биеннале современного искусства
- Сегодня Уральская биеннале – единственная из российских входит в международную ассоциацию биеннале. Что даёт биеннале членство в ассоциации?
Я горжусь не столько тем, что Уральская биеннале является единственной в ассоциации, Московская биеннале тоже была какое-то время её членом. Мы будем только рады, если в объединение войдут и другие российские проекты. Важнее то, что Уральская биеннале представляет Россию в правлении ассоциации, а туда входит всего 7 человек.
Для меня ассоциация – это своего рода секта, которая объединяет людей, живущих бешеным процессом биеннале. Они находят в этом смысл своей жизни. Также работа внутри ассоциации проблематизирует смысл собственной работы. Зачем мы делаем биеннале? Мы не просто сами себе задаем этот вопрос, а огромное количество людей находятся в процессе размышления о том, какой эффект биеннале приносит территории.
Помимо стандартных и понятных критериев, таких как развитие инфраструктуры, генерация туристического потока, экономический эффект от пребывания гостей, биеннале вызывает очень важные side-эффекты. Появляется целое поколение людей, которые становятся штучными профессионалами. Они дальше работают в культурных институциях города, создают более высокого уровня контент для музеев и галерей. В Екатеринбурге невероятно конкурентная обстановка между культурными институциями во многом именно благодаря биеннале. И эти люди не переезжают из города, ведь они воспитаны на ценности своей идентичности. Благодаря биеннале в них воспитывается очень правильная пассионарность, и они дальше продолжают работать на Урале, быть с городом, развивать его.
Вовлечённость в жизнь ассоциации помогает мне выстраивать развитие проекта в целом и даёт возможность постоянно сверяться с существующими практиками и форматами во всём мире. Ассоциация также демонстрирует экспериментальный характер биеннале. В отличие от музея, который скован огромным количеством ограничений, биеннале – очень живой формат, который может перерождаться каждый год в новом жанре. Эта свобода даёт энергию и вдохновение: решили перепридумать – ну и, пожалуйста, перепридумаем!
- Биеннале даёт мощный импульс для изменения сознания людей. Как это происходит?
На несколько месяцев гости биеннале попадают в максимально благотворную среду, готовую с ними разговаривать о смысле жизни. На выставку приходят для того, чтобы что-то в себе изменить, или, как минимум, растревожить свой мозг. Современное искусство не дизайн, который делает нам красиво. Современное искусство часто очень некрасиво, причиняет боль, заставляет ощущать тревогу. После биеннале я каждый раз ощущаю себя новым человеком. Например, темой 5-й биеннале было бессмертие. Получился совершенно переворачивающий опыт рассуждений о смерти, конечности всего. В публичной программе этой биеннале был потрясающий лабораторный эксперимент – спектакль «1000 лет вместе». Зритель на 52 минуты остается один на один с аудиозаписями интервью с разными людьми об их понимании смерти и бессмертия. Для него создаётся собственная стенография спектакля: более чем из ста имеющихся записей можно послушать пять случайно выбранных. В моей подборке всё началось с надгробной речи Сталину, потом вещал заключённый с непереводимыми идиоматическими выражениями, потом бабулечка-божий одуванчик, потом одиннадцатилетний подросток. И час с этими людьми оказался уникальным опытом, действительно меняющим сознание.
- Какой проект, принимавший участие в биеннале, вам особенно запомнился?
В 2010 году был один лиричный проект, который прошёл буквально сквозь меня. Мы его реализовали на Верх-Исетском металлургическом заводе. Было важно попасть именно туда, так как как это самое начало заводской истории Урала. Мы договорились с администрацией завода о создании на его территории некого паблик-арта и возможности его посещения. Изначально на заводе было три градирни – это такие промышленные установки для охлаждения воды. Две из них работали, третья же была выведена из производственного процесса. Градирни подсвечивались цветами российского флага. Нам это показалось не лучшим решением, и мы предложили руководству завода сделать уникальные световые инсталляции на всех заводских объектах, в том числе и на этих градирнях. Внутри действующей градирни происходит постоянное падение воды, и вокруг стоит шум, как при страшном ливне. Художница Екатерина Пугач создала на двух градирнях звуко-световую инсталляцию с молниями и раскатами грома. А на третьей градирне был постоянный уровень воды, как в гигантском озере. Художник Леонид Тишков создал там другую инсталляцию – разместил лампу в форме луны так, чтобы она отражалась на поверхности воды. Представьте себе, луна, озеро и где-то рядом гремит гром и раскатываются молнии. Получился пример необычайной поэтизации индастриала. Эта картина живет со мной уже десять лет. Я ценю именно эту лирику, поэзию, которую современное искусство может привнести внутрь пространства завода. Потом, правда, на постоянные раскаты грома пожаловались жители близлежащих домов, поэтому звуковое сопровождение отключили, но молнии работали исправно!
- Вы собираете такой сложный, глубокий, многоуровневый проект. Что Уральская индустриальная биеннале значит для Вас лично?
В искусстве все инициативы очень персонализированы. Я бесконечно верю в то, что биеннале релевантна, интересна и важна. Именно биеннале позволила осуществить мою мечту – нанести Екатеринбург на глобальную карту мира. На сайте ассоциации биеннале такая карта есть. Давным-давно я смотрела, и видела, что на большой части Евразии, в такой огромной России, горит всего одна звёздочка-биеннале – в Москве. И это было несправедливо, плохо, неправильно. Мне ужасно хотелось, чтобы там появилась звёздочка в Екатеринбурге. А сейчас мной движет новая мечта. Пусть это звучит пафосно, но я хочу, чтобы звезда Уральской индустриальной биеннале горела ярко-ярко и непременно осталась в мировой истории искусства.
Фото: Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования рекомендациям.
20.10.2020