«Недостаточно просто привезти людей на завод», — Сергей Рыжов о развитии промышленного туризма

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Экскурсии на производства – это возможность разнообразить программу делового мероприятия уникальной и аутентичной активностью. А ещё промышленный туризм — мощный инструмент развития и продвижения региональных брендов. В 2020 году методологию по внедрению промышленного туризма в регионах одобрило Агентство Стратегических Инициатив. Мы выяснили у идеолога проекта Сергея Рыжова, как развивается промышленный туризм в России, кого может заинтересовать экскурсия на завод, и что интересного можно увидеть на предприятиях Самары.

- Промышленный туризм широко распространён в странах Западной Европы, Японии и в США. Как и когда появился проект развития промышленного туризма в России?

Все началось около десяти лет назад в Самаре, тогда мы в компании MICE Market стремились сформировать уникальный туристический продукт. Пришла идея, почему бы не организовывать экскурсии на предприятия? Так появился проект «Как рождаются вещи».

Нужно понимать, недостаточно просто привезти группу на завод, показать людям станки и указать на выход. Необходимо, чтобы гид был подготовлен и многое знал о предприятии в частности и отрасли в целом. Экскурсовод должен быть в курсе подробностей производства продукции, разбираться в технологиях, уметь интересно рассказать об истории этого места. Экскурсионный продукт имеет название, технологическую карту маршрута, он предусматривает интерактивные активности и вручение сувенирной продукции... Разработка экскурсий – это большая работа.

Speaker

Сергей Рыжов,
основатель агентства бизнес-туризма MICE Market в Самаре, общественный представитель Агентства стратегических инициатив

В 2014 году на волне импортозамещения предприятия и сами стали проявлять интерес к развитию промышленного туризма. Тогда нам регулярно приходилось организовывать такие экскурсии для правительственных делегаций. Чтобы не проводить ночи перед мероприятием в подготовке каждой такой экскурсии, мы создали методологию, где по шагам расписали, как создавать экскурсионный продукт для любого предприятия. В методологии прописано:

  • Как создать полноценную экскурсию?
  • Как выбрать объекты для посещения?
  • Как выбрать методику подачи информации?
  • Как разнообразить экскурсию и сделать её более креативной.

В 2018 году мы поняли, что готовы делиться этой практикой с нашими коллегами из других регионов. Проект начал развиваться, и сейчас вышел на федеральный уровень.

- Зачем нужен промышленный туризм организаторам мероприятий?

В Самарской области мы уже давно предлагаем участникам деловых мероприятий в свободный день программы посетить не только традиционные туристические локации, но местные производства. И всё чаще деловые туристы делают выбор в пользу предприятий. Все понимают, что посетить производство не так просто, обычно эти процессы скрыты от глаз посторонних. А они могут быть очень интересны. Например, в Тольятти проводятся экскурсии в цех подразделения «АвтоВАЗа» Lada Sport. Там работают со спортивными моделями автомобиля LADA Vesta и гоночными автомобилями. Там работают с гоночными моделями автомобиля LADA Vesta. Вообще, не так уж много людей знает, что «АвтоВАЗ» производит гоночные автомобили, а участники этой экскурсии могут увидеть их своими глазами. Промышленный туризм позволяет разнообразить мероприятие, создать тот самый bleasure-эффект, когда работа (business) соединяется с развлечением (pleasure). Другие экскурсии могут быть интересны участникам тематических мероприятий, например, на производстве ГК «Эковоз» гостям показывают, как мусор превращается в сырьё.

- Если организатор мероприятия хочет включить в программу технический тур на производство, какие сложности могут его ожидать?

Нужно понимать, что предприятия – это не музей. Сюда невозможно запустить сотню человек с теплохода и прогнать их по производству. Каждое предприятие отличается своей степенью открытости: одни готовы принять туристов раз в месяц, а другие – каждый день, третьи не смогут разрешить экскурсию для иностранцев, а четвёртые работают только с бизнес-группами. В наших планах создать на сайте проекта возможность бронирования с чёткими прозрачными условиями, чтобы организаторы сразу могли понять, какие экскурсии подходят для их группы.

Кстати, мы собрали в одной статье больше 20 идей технических туров на предприятия для делового мероприятия на любую тему

Photo Экскурсионная галерея почти в 800 метров проходит через весь цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода
Photo Участники экскурсии в ремонтный цех подразделения «АвтоВАЗ» Lada Sport могут увидеть гоночные машины отечественного производства

- Какую пользу от промышленного туризма получают сами производства и регион?

Благодаря экскурсиям предприятия могут сформировать постоянный информационный поток от своего лица и продвигать себя, а также регулярно получают обратную связь от потребителей. Например, одним из первых предприятий, подключившихся к проекту «Как рождаются вещи», стал Самарский Булочно-Кондитерский Комбинат. Экскурсионный продукт был разработан и внедрён. И вот, спустя несколько лет регулярных посещений, экскурсантом на комбинате стал Президент РФ Владимир Путин.

Регионам промышленный туризм помогает расширить пул мероприятий, которые можно привлечь в регион, наладить экспорт знаний и услуг на зарубежный рынок. Также это способствует продвижению региона на федеральном и международном уровне, укрепляет положительный имидж дестинации. Есть и другие задачи, которые решает промышленный туризм:

  • Профориентация школьников

Учеников 7-9 классов знакомят с производством, показывают, что заводы и фабрики — это не страшно, а интересно и перспективно.

  • Удержание населения и привлечение кадров

Абитуриентам демонстрируют не только место их обучения, но и предприятия, на которых они будут работать, а кроме этого – городскую среду. То же самое касается и студентов.

  • Привлечение инвестиций

Практически в каждом регионе есть свои особые экономические зоны и технопарки. Если внутри такого пространства уже создан готовый инвестиционный продукт, то экскурсии помогут найти и заинтересовать потенциальных вкладчиков.

  • Обмен опытом между предприятиями

Несмотря на разницу между конечными продуктами процессы у многих производств совпадают. «Походы» друг к другу в гости способствуют формированию профессионального комьюнити в регионе. Организуя такие реверсные миссии по обмену опытом, можно помочь предприятиям улучшить свои процессы, внедрить лучшие практики.

  • Создание и укрепление корпоративной культуры

Мы получали обратную связь от предприятий о том, что после внедрения экскурсий сотрудники этих предприятий начинали более ответственно относиться к своей работе. У них возникает хорошее ощущение, что их труд кому-то интересен и важен.

  • Разработка и возрождение региональных брендов.

Промышленный туризм помогает формировать и укреплять маркетинговую стратегию региона, популяризовать местные бренды и подсвечивать экспертизу региона.

Например, благодаря экскурсиям у туристов появилась возможность побывать на Жигулёвском пивоваренном заводе. Ранее это было невозможно. А ведь Жигулёвский завод – один из ярких символов Самары и входит в перечень старейших пивоваренных заводов России. Продукция, которую он выпускает, известна на всю страну. Людям интересно узнать, как устроены процессы на заводе. После посещений в социальных сетях появляется множество отзывов, и это помогает развенчивать мифы, двигает предприятие к прозрачности и открытости.

Появляются и совершенно новые бренды. Например, на предприятии ООО Фирма «Нектар» сформировался бренд «Волжский посад», и промышленный туризм используется для его развития и продвижения. На экскурсиях предприятие показывает туристам собственные сады, из урожая которых производятся соки и нектары. Они занимают целые гектары неподалеку от национального парка «Самарская Лука», где возвышаются единственные на Русской равнине тектонические горы, обитают редкие виды животных.

Photo Сады «Волжского Посада»
Photo Жигулевский пивоваренный завод

- Как изменился проект развития промышленного туризма в 2020 году?

В 2020 году было заключено стратегическое партнёрство с Министерством промышленности и регионами-пилотами, а также разработаны модели стратегии развития промышленного туризма, поддержки проектов и организации туров на предприятия. Были сформулированы чёткие технологии разработки промышленных туров, подготовлена программа «10 шагов по развитию промышленного туризма в регионе» и база лучших практик. По итогу 2020 года 15 регионов уже подписали соглашение о внедрении методологии промышленного туризма.

В июне 2020 года редакция Event LIVE сообщала, что Проектный офис по развитию туризма АСИ обнародовал методологию развития промышленного туризма. Опираясь на методологию, региональные предприятия смогут разработать собственную туристическую программу, основываясь на особенностях производства и продукции, а также истории компании. Методология также упростит подготовку условий для промышленного туризма силами местных властей. Краткая версия методологии доступна на сайте АСИ. Методология разрабатывалась в поддержку проекта «Как создавались вещи» компании MICE Market.

«Сначала команда проекта «Как рождаются вещи» активно открывала для туристов автомобильные заводы, вагоноремонтные депо, молочные и кондитерские предприятия, резиденции технопарка, телестудии, IT-компании Самарской области, создавая интересный экскурсионный продукт. Затем на площадке АСИ команда создала универсальное, легко внедряемое решение по развитию промышленного туризма», – отметила Ольга Захарова, замглавы АСИ.

- Как проходит внедрение методологии в регионах?

На сегодняшний день мы работаем с Проектным офисом по развитию туризма АСИ в тандеме и сопровождаем проект, делимся нашим опытом. Регионы подписывают соглашение на внедрение методологии, затем определяются ответственные органы и задачи, которые будут решаться в ходе работы. После этого мы совместно определяем пилотные предприятия и формируем первые продукты. Наша команда прилетает на инспекции, даёт рекомендации по доработке продукта. По итогам этого процесса регион уже может презентовать продукт для конкретной целевой аудитории.

- Какие планы на 2021 год?

В этом году мы планируем доработать методологию, разработать стандарты безопасности при проведении экскурсий и подготовить программу акселератор для обучения специалистов в сфере промышленного туризма. Будем создавать центры компетенций, рассказывать, как разрабатывать туры, как их продвигать, как проводить экскурсии. А ещё мы собираемся и готовимся объявить первую в России премию в области промышленного туризма.

EFEA

Познакомиться с Сергеем Рыжовым лично и задать ему свои вопросы смогут участники юбилейного X Евразийского Ивент Форума и форума Event LIVE в Конгрессном Центре «ПетроКонгресс» 27-29 января. Регистрация на сайте www.euras-forum.com и forum.event-live.ru/spb/


13.01.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности