Второе Великое посольство. Как программа амбассадоров привлечет в Петербург конгрессы, знания и деньги?
Эдинбург привлекает более 70% ротируемых мероприятий и 900 млн фунтов стерлингов за 20 лет благодаря амбассадорам. Петербург решил не оставаться в стороне от трендов и год назад презентовал свою собственную программу амбассадоров. В октябре представители конгрессно-выставочной отрасли Петербурга обсудили ход работы над ней во время семинара «Развитие программы амбассадоров как эффективный инструмент привлечения в Санкт-Петербург конгрессно-выставочных мероприятий». Event LIVE разбирается в деталях программы.
Цели и исполнители
Программа инициирована Правительством Санкт-Петербурга и входит в приоритетный проект Санкт-Петербурга, который является региональной составляющей национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». Она включает в себя комплекс инструментов, направленных на оказание поддержки крупным ученым и общественным деятелям в привлечении международных мероприятий в Санкт-Петербург. Главная цель запущенной программы – повышение рейтинга Санкт-Петербурга как деловой и событийной дестинации на международной арене. Деятельность амбассадоров должна привести к росту числа привлеченных международных мероприятий, притоку иностранных делегатов и участников специальных мероприятий.
Над реализацией программы работают представители различных государственных, социальных и бизнес-институтов: исполнительные органы государственной власти, Конгрессно-выставочное бюро Петербурга, члены международных организаций и представители отраслевых структур.
Рис.1. Слайд презентации А.Мацарина, СПбГБУ “Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга”
Этапы программы
Разработчики программы утверждают, что в 2019 году ситуация с привлечением международных событий в Петербург начнет качественно меняться. К концу 2018 года завершится подготовка программы. В октябре сформирован пул потенциальных амбассадоров и составлен перечень международных мероприятий, для привлечения в Санкт-Петербург. С ноября начнется подписание необходимых соглашений о сотрудничестве. Начиная с 2019 года для послов проведут обучающие семинары. После этого амбассадоры начнут на регулярной основе участвовать в деловых мероприятиях с целью демонстрации потенциала дестинации и привлечения международных мероприятий.
Рис.2. Слайд презентации А.Мацарина, СПбГБУ “Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга”
К чему стремиться?
В рамках программы принято решение делать упор на наиболее развитые в Петербурге отрасли экономики: медицину, промышленность, социальную сферу (наука, образование, культура, спорт), высокие технологии и инновации, транспорт и связь. Однако некоторые специалисты полагают, что амбассадоры, представляющие научную сферу, в рамках данной программы могут нуждаться в особой помощи.
Генеральный директор ООО «МАКО Конгресс Менеджмент», Светлана Плиева
Недавно в Брюсселе мы презентовали одну нашу российскую медицинскую ассоциацию. Восемь лет их никто в Европе не видел. Мы хотели привезти европейское мероприятие в Петербург, но нам отказали, сославшись на то, что сначала европейским и российским специалистам нужно поближе познакомиться, обменяться лекциями и результатами исследований. Хотя при этом западные коллеги отметили, что не сомневаются в выгодах, которые принесет международной ассоциации приезд конгресса в Россию.
Среди ключевых атрибутов позиционирования Санкт-Петербурга создатели программы особо выделяют культурное пространство города, статус научного и инновационного центра и города-порта. Последний пункт выделяют особо, поскольку наличие в городе пассажирского и городского портов готовит почву для активного развития в Петербурге морских перевозок.
Портрет амбассадора
Программа предусматривает особый подход к выбору претендентов на роль амбассадоров. Создатели программы определили несколько основополагающих условий для определения кандидатов на это звание. Во-первых, послом Санкт-Петербурга может стать либо признанный специалист в своей области, либо потенциально успешный будущий лидер направления. Особенно будут цениться профессионалы, сумевшие доказать свой опыт в приоритетных для города отраслях промышленности, технологии, медицины и науки.
Также от посла ожидают высокой профессиональной квалификации. Предпочтительными будут считаться те специалисты, которые либо уже успешно привлекали в город события, либо серьезно настроены на такую работу.
Еще одним аспектом для релевантного выбора посла станет отношение претендента непосредственно к Петербургу. Потенциальный амбассадор должен быть поклонником города и его истории, обладать с ним тесными семейными или социальными связями. Немаловажным фактором станет и оценка того, что претендующий на звание специалист уже сделал для науки или культуры Санкт-Петербурга: какие произведения создал или открытия совершил.
Задачи послов Санкт-Петербурга
Создатели программы ждут от послов навыков, которые позволят им определить наиболее выгодные события для привлечения. Значительную роль сыграет умение презентовать Петербург, лоббировать заявку города на проведение международного мероприятия, способность привлечь в качестве гостей большое количество экспертов. В той или иной степени все действия амбассадора нацелены на содействие формированию положительного имиджа Санкт-Петербурга, повышение деловой, событийной, туристской и инвестиционной привлекательности города и развитие его внешнеэкономических и культурных связей.
Результативность работы амбассадора будут оценивать по нескольким показателям. Во-первых, внимание будут обращать на то, сколько и каких мероприятий посол привлек в город, во-вторых, сколько презентаций города он провел. Кроме того, значение будет иметь число публикаций и тезисов, подготовленных по результатам мероприятия, а также - количество привлеченных на мероприятие международных экспертов.
Перспективы развития программы в Петербурге
Несомненно, Санкт-Петербургу удается привлекать международные события и без официальной программы амбассадоров, однако, это сопряжено со значительными трудностями. Привлечение и проведение масштабного международного конгресса – это большая ответственность для принимающей стороны. Недостаток мотивации, уверенности в поддержке администрации, отсутствие четкого взаимодействия с властями снижает шансы российских деятелей культуры и науки на привлечение в город действительно мощных крупных событий.
Председатель Ассоциации флебологов Санкт-Петербурга и СЗФО Евгений Шайдаков:
Когда приезжают сюда наши зарубежные коллеги, они нам часто не доверяют, точнее, не доверяли до недавнего времени. Сложно сказать почему. Наверное, мы немножко разные, мы не пересекаемся по каким-то принципиальным позициям, у нас немного другой уклад жизни. Кроме того, организация мероприятия это очень тяжелая работа. Перед Европейским Венозным форумом я настолько часто летал, что не всегда знал, в каком городе проснусь завтра. Но это принесло свои плоды.
Несмотря на то, что системный запуск программы амбассадоров Петербурга только готовится, в город уже привлечены несколько крупных международных событий: Ассамблея национальных сомнологических сообществ в 2019 году, Всемирный конгресс шеф-поваров в 2020, Всемирный конгресс кардиоторакальных хирургов 2020 года и Международный математический конгресс 2022 года.
А как в Европе?
Институт амбассадоров успешно функционирует и зарекомендовал себя во всем мире. Послы Сингапура за два года привлекли в государство 17 мероприятий, посвященных биомедицинским технологиям, здравоохранению, урбанистике, социальной сфере, инновациям и транспорту. Ливерпульская программа амбассадоров функционирует с 2015. За два прошедших года английским специалистам удалось привлечь конференций на общую сумму £53 млн до 2021 года. В Клубе амбассадоров Мельбурна, созданном в 2005 году, уже состоит 120 экспертов. Дублин благодаря амбассадорам смог занять 14 место в рейтинге ICCA 2017 года. Более 60% из 117 привлеченных в 2017 году событий город получил благодаря своим послам. Среди этих ивентов и международная вело-конференция, которая собрала 2000 участников и внесла заметный вклад в экномику Ирландии.
Одним из примеров успешной реализации программы может стать Южная Дания. В этом регионе скандинавской страны амбассадорами могут стать менеджеры, лидеры, университетские профессора, исследователи, политики и представители бизнеса. Послами Южной Дании являются не только достойные члены общества, но и хорошо зарекомендовавшие себя компании, например, ECCO, LEGO и Arla.
В Inspiring Denmark послы получают статус на три года. Если по истечении этого срока амбассадору не удалось подтвердить свою способность привлечь в город или страну крупные международные события, то он покидает программу. В связи с ротацией специалистов и ограниченностью срока участия в проекте, амбассадоры готовят преемников - молодых коллег, выступая для них наставниками.
В Южной Дании функционирует также стратегия взаимодействия с амбассадорами, направленная на оптимизацию работы всей системы отрасли туризма в целом. Влиятельные высокопоставленные послы призваны обеспечить мероприятию высокий статус и широкое освещение в СМИ. При этом основной акцент делается на максимальную поддержку действующих послов. Количество амбассадоров намеренно регулируется, поскольку работа с ними требует значительных временных затрат.
Пример других государств доказывает эффективность института амбассадоров и целесообразность его использования для привлечения международных мероприятий. Опираясь на опыт зарубежных коллег, российские специалисты прогнозируют существенный рост количества привлеченных в северную столицу международных событий и их благоприятного воздействия на дальнейшее развитие города Петра.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото в материале: Pixabay.com.
31.10.2018