Персональные данные участников мероприятий: ключевые ошибки организаторов

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Какие типичные ошибки совершают организаторы событий и операторы обработки персональных данных? Рассказывает Иван Мищенко, основатель компании А5000. Публикуем продолжение статьи «Персональные данные участников мероприятий: что нужно знать организатору».

Speaker

Иван Мищенко,
основатель компании А5000

1. Заранее проставленная «галочка» в чек-боксе формы регистрации рядом с Согласием на обработку персональных данных. Это самая частая ошибка. Бывает, что такая галочка вообще не используется, а вместо нее размещается текст наподобие «Нажимая на кнопку зарегистрироваться, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности». Так делать нельзя – чек-бокс по умолчанию должен быть пустой, «галочка» должна быть проставлена регистрирующимся самостоятельно и полностью осознанно.

Photo

2. Отсутствие оператора персональных данных в реестре Роскомнадзора. Напомним, что оператором персональных данных должно стать любое юридическое лицо, в котором есть сотрудники. Все компании, которые в рамках мероприятия получают доступ к данным участников, должны быть в соответствующем реестре.

3. Недоступность документов «Политика конфиденциальности» и «Согласие на обработку персональных данных»: ссылки на них есть в форме регистрации, однако сами документы отсутствуют и ознакомиться с ними негде. Часто Политика конфиденциальности не опубликована на сайте компании, что является нарушением.

Photo

4. Отсутствие отдельной «галочки» и согласия на распространение данных участников. Или другой вид ошибки с распространением данных – организаторы часто делают эту «галочку» обязательной к проставлению, не давая возможность зарегистрироваться без нее. Это также в корне неправильно – многие участники просто не хотят делиться своими контактами и имеют на это полное право.

Photo

5. Отсутствие отдельной «галочки» и согласия на получение рекламных/информационных рассылок. Указанное требование продиктовано другим федеральным законом – «О рекламе». То есть чтобы пригласить участника на ваше мероприятие в следующем году, вы обязаны получить согласие на обработку его персональных данных в течение года и отдельное согласие на получение им рекламных рассылок. Часто организаторы используют для приглашения списки участников прошлых лет, не сверяясь со сроками хранения информации в соответствии с согласиями.

6. Использование иностранных сервисов (Google Docs, Surveymonkey и др.) для сбора персональных данных. При обращении к указанным сервисам для обработки персональных данных вы не можете обеспечить хранение данных граждан РФ на территории РФ. Сотрудники нашей компании видели таблицы в Google Docs, в которых данные одних участников видны другим. Это влечет наложение существенных штрафов (до 18 млн. рублей при повторном нарушении). Необходимо также учитывать, что передача любых данных в иностранные сервисы или организации (например, при размещении группы ваших участников в иностранном отеле), является трансграничной передачей данных, что требует соответствующего согласия и уведомления Роскомнадзора.

Photo

7. Использование сервисов, которые не предназначены для обработки персональных данных. Необходимо внимательно прочитать условия использования сервиса: во многих из них указано, что сервис не предназначен для обработки персональных данных и не обеспечивает соответствующий уровень защиты. Например, популярный сервис Яндекс. Формы прямо указывает, что: «Сервис не предназначен для обработки специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, персональных данных о судимости. Пользователь не вправе создавать Формы, предполагающие предоставление этих данных». Это значит, что вы не можете собирать через указанный сервис фотографии, результаты ПЦР и проч. Также обратите внимание, что «Пользователь обязан соблюдать требования применимого законодательства в области персональных данных при обработке персональных данных респондентов. Пользователь обязан возместить Яндексу убытки, причиненные Яндексу вследствие нарушения Пользователем применимого законодательства в области персональных данных».

Photo

8. Формальный подход (или копипаст) документов по обработке персональных данных. В документах отсутствуют понятные цели, сроки и список обрабатываемых данных, список юридических лиц (операторов), указаны не те адреса сайтов. То есть некоторые организаторы берут нужные документы с чужих ресурсов и никак их не редактируют под свое мероприятие. Например, наша компания несколько раз встречалась с указанием своего юридического лица на событиях, к которым не имела никакого отношения.

9. Неправильное использование системы распознавания лиц. Идентификация участника «по лицу» (для автоматической распечатки беджа, открытия турникета, приветствия) является незаконной, если на этапе сбора данных (например, в форме регистрации на сайте или в личном кабинете) участник просто загрузил фотографию, но не предоставил юридически значимое письменное согласие на обработку биометрических персональных данных.

10. Ошибки при работе с персональными данными детей. За них согласие должны подписывать родители. Таким образом, если участниками мероприятия являются дети, в форме регистрации должны собираться данные не только детей, но и родителей/опекунов. А в Согласии на обработку персональных данных, должен быть указан и ребенок, и родитель/опекун, который и подписывает данный документ.

Все вышеперечисленное является не просто ошибками, но и прямым нарушением закона. В России несоблюдение требований ФЗ «О персональных данных» может повлечь за собой административную или уголовную ответственность. Административное нарушение грозит штрафом в размере до 18 млн. рублей для юридических лиц или до 100 тыс. рублей для физических лиц. Причем нарушение в отношении каждого участника могут засчитать отдельным, тогда сумма итогового штрафа соответственно умножится.

В случае уголовного нарушения, такого как несанкционированный доступ к персональным данным или их незаконная обработка, суд может приговорить к лишению свободы до двух лет или наказать еще более существенными штрафами. И такие прецеденты в сфере организации мероприятий уже неоднократно случались. Штраф даже в несколько сотен тысяч рублей для крупных организаторов – сумма не критичная, но вот сопутствующие репутационные потери могут оказаться для компании несравнимо более существенными.


06.04.2023

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности