Советы грантрайтера: пишем заявку — думаем об отчете

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Почему грантовая поддержка подходит не всем? Что проверяют эксперты грантовых конкурсов в интернете? В чем секрет удачного отчета? На эти и многие другие вопросы может ответить грантрайтер – специалист по участию в грантовых конкурсах.

Автор проекта ПишемГрант Анна Яковлева – в грантрайтинге уже более 25 лет. Сегодня она делится с Event LIVE своей экспертизой.

Основные понятия

Главная особенность гранта/субсидии заключается в том, что это целевые деньги. Их можно потратить только на то, что вы заявили. Такая поддержка носит безвозмездный характер и требует строгой отчетности.

Ключевыми документами любого грантового конкурса являются положение о грантовом конкурсе (описывает цели и процедуры конкурса) и форма заявки на грант.

Форма заявки на каждом грантовом конкурсе своя. Но, как правило, она состоит из трех частей: содержательной, ресурсной и репутационной.

Speaker

Анна Яковлева,
автор проекта ПишемГрант

Содержательная часть грантовой заявки обычно описывает актуальность проекта, его цель и задачи, целевые группы, содержание деятельности (календарный план) и ожидаемые результаты. Ресурсная часть включает информацию о команде, партнерах и бюджете проекта. А репутационная – информацию о заявителе, его опыт и информационную открытость.

Грант — это безвозмездная субсидия в денежной или натуральной форме на заранее определённые цели с последующим отчётом о её использовании.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов. Субсидией часто называются гранты из государственных источников.

Кому подходят

Гранты – это не такое простое финансирование, как может некоторым показаться. Уже на этапе подачи заявки важно учитывать ряд нюансов.

Во-первых, гранты подходят не всем организациям. Так как это целевые деньги, то менять заявленные в проекте позиции после подписания грантового договора не получится. Гибкие индустрии и гибкие проекты такая особенность часто может не устроить. И даже бывает так, что рамки, которые задаются грантовым конкурсом, мешают им раскрыть потенциал своих проектов. Поэтому в связи с грантами важно правильно оценить и исходные особенности своей организации, и ожидания от гранта.

Во-вторых, грантовые конкурсы носят заявительный характер. Это ваша ответственность – вовремя узнать о конкурсе и распределить время так, чтобы успеть подать заявку. Поэтому важно внимательно отслеживать анонсы грантовых конкурсов (например, подписавшись на рассылки с анонсами). Лишь единичные грантовые конкурсы проводятся по приглашению.

Медиаресурсы о грантах

ВК-группа #ПишемГрант

ТГ-канал «Капитан грантов»

Сайт «Все конкурсы, гранты, стипендии»

Региональные субсидии для НКО Гранты.рф

В-третьих, некоторые организации не обращаются в грантовые фонды из-за сложной отчётности. Для того, чтобы успешно отчитаться о проекте, поддержанном грантом, необходима исключительно «белая» бухгалтерия, а также налаженный сбор информации для аналитической отчетности. Это создает требования к инфраструктуре самой организации, претендующей на грант: обязательно нужно включать в команду постоянного бухгалтера, а также координатора проекта.

Кстати, ранее мы публиковали ТОП-15 грантовых фондов для ивент индустрии

Читаем положение

Есть ключевые вещи, без которых никак не получится поработать с грантами.

Этап, который многие пропускают – это прочитать положение о грантовом конкурсе. Это основной документ, который рассказывает, зачем проводится грантовый конкурс, кто может в нем участвовать, каким образом подаются и отбираются заявки. Этот пункт я хочу подчеркнуть особо, потому что грантовые конкурсы очень сильно отличаются не только по тем целям, которые они ставят (и вам нужно, соответственно, «заточить» ваш проект под эту грантовую программу), но и потому, как они оценивают заявки.

Например, представительница Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы совершенно четко сказала: «Нам необходимо, чтобы люди размещались в гостинице, и чтобы культурная программа была от трех дней». И то, и другое даёт дополнительные баллы. То есть, готовя заявку на этот конкурс, в ваших интересах эти пожелания учесть.

И на каждом грантовом конкурсе есть определённые критерии, на которые вы можете делать ставку при работе с заявкой. То есть, вы изучаете то, что важно грантодателю, и делаете на это упор.

Другой пример: в Президентском фонде культурных инициатив (ПФКИ) делается большой упор на публичность — важно максимально обеспечить охват аудитории, в том числе онлайн. Также там большая ставка на яркость творческого решения и соответствие грантовым направлениям (они идут в параллель с российскими духовно-нравственными ценностями). То есть, ПФКИ хочет поддерживать проекты, которые средствами культуры популяризируют российские ценности. И если вы планируете участвовать в этом конкурсе, то это обязательно нужно предусмотреть.

Информационная открытость

Когда к грантам начали обращаться коммерческие и муниципальные организации, в их заявках стала «проседать» репутационная часть. У некоторых организаций, например, нет сайтов, нет публикаций в СМИ, нет той самой информационной открытости, которую требует грантодатель, распределяя и давая вам государственные средства в форме гранта или субсидии. Здесь точка роста для многих заявителей. И, соответственно, очень важно работать со своим публичным образом, в частности, в сети интернет.

Когда эксперт грантового конкурса смотрит заявку, он, например, пишет в поисковике название вашей организации или ИП. Если он не увидит никакой информации, то, конечно, за информационную открытость будет 0 баллов. Если информации будет немного, то это может быть 3-4 балла. Если же о компании пишут много и хорошо, то балл будет максимальный.

Если мы смотрим на методологию оценки информационной открытости, которую, например, использует Фонд президентских грантов, то там есть несколько уровней. На первом уровне у организации должен быть сайт, на котором размещены документы, устав, информация об учредителях, партнерах и о финансовых потоках, а также живые социальные сети, публикации в СМИ. Без этого нельзя получить даже какую-то среднюю оценку информационной открытости. А чтобы получить высокую оценку, организация должна регулярно публиковать публичные отчеты о своей деятельности. Этот определенный вид отчетности перед обществом — то, что немногие организации делают.

Как отчитаться

Для того, чтобы легко и грамотно отчитаться, важно думать об этом уже на этапе подготовки грантовой заявки.

Во-первых, важно грамотно прорабатывать бюджет. Некоторые заявители сокращают запрашиваемую сумму только для того, чтобы, якобы, повысить шансы на получение гранта. Этого делать не стоит: как занижение, так и завышение суммы гранта по сравнению с реальной стоимостью проекта плохо для грантовой заявки. Только при занижении суммы вы ещё и должны будете вкладывать собственные средства, чтобы выполнить заявленное.

Во-вторых, важно ставить разумные и достижимые количественные показатели. Когда пишете заявку, сразу думайте: «Мы точно сможем пригласить на мероприятие 10 тыс. человек? Что нам для этого нужно заложить в проект?». В ваших интересах будет заявить результат меньше, но который вы точно сможете достичь и подтвердить.

В-третьих, на этапе реализации проекта, поддержанного грантом, важно фиксировать ВСЁ: вести списки участников, фотографировать все этапы подготовки и реализации мероприятий, все приобретённое оборудование и другие материальные объекты. А также фиксировать все изменения и особенности хода проекта. Всё это пригодится для подготовки содержательного отчёта за грант.

Из опыта #ПишемГрант

  • В Великих Луках (Псковская область) ежегодно проходит фестиваль авторской песни «Многоголосье». В 2021 году авторы проекта, сотрудники Дом культуры ленинского комсомола, решили вывести фестиваль на новый технологический уровень – сделать несколько сцен, оборудованных по последнему слову техники. Они подали заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив, но, к сожалению, не получили его. И пришли на разбор заявки в #ПишемГрант. Мы нашли ключевую причину отказа в гранте: две трети бюджета (более 5 млн. рублей) шло на закупку техники, которая использовалась всего 3 дня за весь проект. Мы рекомендовали пересмотреть этот расход, и авторы заявки нашли возможность арендовать такую технику в соседнем городе. Заявка в новой версии была снова подана на конкурс, набрала 75,00 баллов и получила грант 4 533 512,27 руб. Фестиваль «Многоголосье» состоялся летом 2022 года.
  • Весной 2022 года на курс «Успешная заявка» от #ПишемГрант обратилась ООО «Креативная платформа». Авторы проекта хотели создать общероссийскую онлайн-платформу для взаимодействия молодых креативных лидеров «Симбиоз». Проблема была в том, что организация ни разу не получала грантовые средства, а стоимость только создания полноценной платформы была довольно большой – более 10 млн. рублей. При этом, Президентский фонд культурных инициатив (в который организация хотела подать заявку) интересовало не столько создание, сколько использование платформы – уже за период проекта должны были появиться молодые специалисты из креативной сферы, которые воспользуются услугами платформы. Для того, чтобы повысить шансы получения гранта, мы скомпоновали проект по типу MVP (минимально жизнеспособного продукта), а охват сделали не на всю Россию, а только на регион – Республику Крым. В результате проект стал дешевле в разы, а также получил прямых получателей пользы. На конкурсе ПФКИ заявка набрала 75,00 баллов и получила грант 4 283 650,35 руб.
  • В 2021 году в #ПишемГрант обратился Молодежный включенный театр «Питер Шед» (Санкт-Петербург). Актёры театра – это молодые люди с ментальными особенностями здоровья. С одной стороны, театр реализует культурно-реабилитационную деятельность, а с другой – его постановки имеют яркую культурную ценность и побеждают на театральных фестивалях. Театр хотел получить поддержку Фонда президентских грантов на свою деятельность, но авторы проекта не могли определиться – они больше про реабилитацию или про театр. А именно от этого зависел и выбор грантовой категории, и описание актуальности проекта, и его ожидаемые результаты. В ходе ряда консультаций со специалистами #ПишемГрант решили подавать заявку именно как театральный проект, в т.ч. включили в неё традиционные для такого типа проектов расходы (на костюмы и реквизит) и активности (репетиции и выступления). В результате заявка театра «Игра взаправду» набрала на конкурсе Фонда президентских грантов 70,67 баллов и получила грант 5 541 056,00 руб.

23.03.2023

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности