Мария Семушкина, Усадьба Jazz: «Людям не хватает соединительной ткани»
Фестивали необходимы людям, особенно в регионах, где нехватка общения ощущается очень остро. Фестиваль «Усадьба Jazz» за 15 лет своей истории трансформировался из сугубо музыкального мероприятия в нечто большее – теперь он объединяет людей из разных сфер и отраслей в шести городах страны. На фестивале креатива в маркетинговых коммуникаций Silver Mercury 2018 Мария Семушкина, создатель и руководитель «Усадьбы Jazz», директор агентства «Арт-мания» рассказала о явлении фестиваля в жизни городов и в развитии городского общества.
Несочетаемое
В «Усадьбе Jazz» нам удалось совместить несочетаемые вещи – джаз и садово-парковые ансамбли. Эпоха джаза началась в 1917 году, а эпоха усадеб как раз в этом году закончилась. Сегодня не так много примеров, когда исторический объект используется как площадка для мероприятия.
Когда мы 15 лет назад начинали, Москва была совсем другой - в парке Горького десантники купались в фонтанах, не было Фейсбука, Инстаграма и понятия хипстеров. Уже в 2004 году на фестиваль пришло около 10 тысяч человек, и тогда людям было странно, что можно вот так просто лежать на траве и слушать музыку.. Особенно много приходило людей старшего поколения 60-х, для которых джаз - это религия. Постепенно мы стали первым фестивалем, который стал приглашать целые семьи.
Собрать чудаков
Мы стали искать партнеров, созидающих людей, что было непросто. В те времена было сложно найти даже тех, кто организует питание большого количества гостей. Сегодня понятия фудкортов и фестивалей еды стали привычными, тогда же выбор был небогат – либо шашлыки, либо вип-обслуживание с вип-ценами. Как только в городе стали появляться люди, делающие что-то интересное в этом направлении, фестиваль объединил их. Мы стали первой площадкой, собравшей вместе представителей ресторанного и дизайнерского малого бизнеса. Например, наш дизайн-маркет начинался с 3-4 небольших продавцов авторских хэнд-мейд вещей, а сегодня он превратился в дизайн-ярмарку, к нам стремятся многие российские дизайнеры. Также мы стали искать людей, способных подарить особый вид досуга людям – в итоге фестиваль собрал массу интересных чудаков, создающих разные активности для наших гостей. Например, у нас есть участники, специально везущие из Индонезии большие лодки, чтобы раскрасить их и выставить.
Мы нужны друг другу
Положительный опыт фестиваля можно проследить на примерах работы с другими городами, не только с Москвой. В Воронеже или Екатеринбурге наш фестиваль стал первым событием, способным объединить разные направления бизнеса и примкнувшего к ним арт-сообщества. Например, в Воронеже и области развито сельское хозяйство, и мы впервые подняли эту тему для маленьких кафешек и ресторанов на нашей площадке, дали фермерам и хозяевам бизнеса выйти на открытый воздух, поделиться своим опытом. Мы открыли для аудитории стрит-арт и множество интересных людей… До этого бизнес, арт и чиновники существовали отдельно, а мы стали пространством для общей встречи.
О чиновниках
При подготовке одного из фестивалей я получила сложный опыт и поняла, каково частному лицу-промоутеру взять и сделать фестиваль в Москве, не имея государственных распоряжений и денежной поддержки. Это практически нереально - надо быть очень смелыми людьми, так как вся система работает против. Цепочка согласований совершенно нелогична, одну бумагу без другой не получить. Проведение фестиваля в Москве требует огромного количества согласований, зачастую не связанных между собой - газон надо согласовывать с одной инстанцией, а фонарь на этом газоне- с другой.
В регионах пока, к сожалению, департаменты и комитеты по культуре никакой поддержки подобным объединяющим мероприятиям не оказывают, все очень инертно и туго. Местные власти нас воспринимали с позиции «москвичи пришли на нас денег заработать». Нам каждый раз приходилось объяснять, что такое мероприятие даст городу потрясающий рост. О многих площадках вообще узнали в мировом сообществе только благодаря нам. Кто бы знал, что под Воронежем, например, есть неоготический замок с ландшафтным парком и рекой - настоящий русский Прованс, но там нет развития событийного туризма, никто туда не ездит, и замок стоит пустой.
О культурном коде
Чтобы прочувствовать культурный код каждого российского города, я выезжала туда много раз, общалась, пыталась понять его для составления программы, которая ляжет на ментальность определенного города. Например, Москва - это купеческий размах и масштаб, самый крупный и дорогой фестиваль. Воронеж - южная открытость сердечность, люди здесь расслабленные, и у них невероятный культурный дефицит. Екатеринбург- город с большими амбициями и твердым характером. Пробиваешься через эту броню, а внутри раскрываются добрые душевные люди. Петербург - самый музыкально подготовленный город, сюда можно вести самые сложные и самые авангардные проекты, и они всегда будут поняты. Воронеж, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Москва – везде фестиваль мы делаем для жителей и силами жителей.
Материал подготовлен на основании выступления Марии Семушкиной на фестивале креатива в маркетинговых коммуникациях Silver Mercury 2018 эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна.
Фото в материале: страница Марии Семушкиной и фестиваля «Усадьба Jazz» в Facebook
24.07.2018