Российский спикерский рынок: правила игры

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Новые лица, новые форматы, новая аудитория и очищение рынка, — такова сегодня сфера спикерских услуг в России. Несмотря на то, что направление активно развивается не так давно, оно уже успело претерпеть ряд изменений. Какие правила сегодня спикерскому рынку диктует реальность, как не остаться «за бортом» и на что стоит делать акцент в выступлениях, рассказывает Татьяна Винокурова, основатель платформы «Спикеры России» (ранее Ассоциация спикеров Санкт-Петербурга).

Speaker

Татьяна Винокурова,
основатель платформы «Спикеры России»

Немного предыстории

В России индустрия спикерства зародилась недавно. Бум мероприятий с участием спикеров пришелся на 2014 год. Это отразилось как на количестве мероприятий, которое резко возросло, так и на количестве экспертов. Если до 2014 года состав спикеров был однородным, то позже на сцену стало выходить много новых лиц, не все из которых отличались высокой экспертизой и ораторским мастерство. И это значительно изменило облик самих мероприятий.

С тех пор сфера продолжает расти. При этом у российского рынка до сих пор нет единых метрик, баз и рейтингов, его границы, с учётом оттенков спикерства, крайне размыты. Сегодня мы стоим у истоков формирования четких правил и регламентов. Свое влияние на них оказывает новая реальность. Пандемия, СВО, санкции — не прошли бесследно для спикерского рынка. Как именно они отразились на отрасли, рассмотрим дальше.

Смена спикеров

Одна из тенденций, которую мы наблюдаем в последнее время, — это смена спикерского состава на ведущих мероприятиях. Знаменитые спикеры, так называемая плеяда хедлайнеров (Ирина Хакамада, Радислав Гандапас, Игорь Манн и другие), постепенно уходят со сцены. И причина здесь простая — они становятся неактуальными. Нынешним молодым предпринимателям, которые являются слушателями многих мероприятий, интересно другое. Согласитесь, если тебе 25, а перед тобой шестидесятилетний спикер, то вряд ли случится connect. И речь здесь не столько про возраст, сколько про тип мышления, про новый опыт, про разницу поколений.

Спикерскому рынку сегодня нужны новые голоса, новые лица. Желательно — живые молодые и активные предприниматели поколения Z. Это эксперты, которым от 20 до 30 лет, но они уже построили преуспевающие бизнесы и продолжают развиваться. У них другое мышление, другая подача информации.

Кто уже сейчас из таких ораторов являются востребованными и публичными? Приведу несколько примеров.

  • Олег Торбосов — основатель агентства элитной недвижимости Whitewill и сервиса онлайн-оценки персонала Hrscanner.ru. Его ключевые темы касаются рынка недвижимости, часто выступает на отраслевых мероприятиях. Например, является хедлайнером Всероссийского жилищного конгресса.
  • Денис Кутергин — сооснователь сервиса для фрилансеров YouDo. Пример яркого предпринимателя, которого приглашают на мероприятия именно как успешного бизнесмена, потому что сервис набирает обороты, и людям это интересно.
  • Евгений Щепин — основатель и руководитель проекта «ВкусВилл. Практика», ранее отвечал за внешние коммуникации и построение имиджа компании. Недавно выступал на форуме «Мой бизнес Forum» в Санкт-Петербурге.
  • Максим Спиридонов — серийный предприниматель, основатель образовательного холдинга «Нетология-групп». Часто выступает на крупных федеральных мероприятиях.

Смена формата мероприятий

Ковид и пандемия оказали существенное влияние на формат мероприятий. Многие события в этот период «переехали» из офлайн-формата в онлайн. Спикеры, в свою очередь, адаптировались к новым реалиям, привыкли выступать в виртуальном пространстве, и многие из них оказались совершенно не готовы возвращаться в конференц-залы, подстраиваться под другие правила игры. Ведь они классно чувствуют себя и умеют подать именно в онлайн-режиме. Но слушатели истосковались по живому общению, поэтому офлайн-мероприятия сегодня активно возвращаются и становятся новой нефтью, новым золотом и новой роскошью.

Смена формата выступлений

Мы видим, как онлайн и офлайн сегодня смешались. И это, в свою очередь, изменило и требования к выступлениям. Сегодня недостаточно выйти в строгом костюме на сцену и произнести красивую и вдохновляющую речь. Аудитории нужно больше вовлечения, больше интерактивности, больше шоу. А многие спикеры действуют по новой привычке (выступлений в онлайн), им сложно подстроиться под сегодняшние реалии и форматы.

Аудитория ждет вовлечения в процесс выступления — это сейчас один из главных трендов. Какие приемы можно для этого применить спикеру?

  • Самый простой — прием «поднимите руку в зале». Сказать, к примеру: «Поднимите руку те, кто также...», — и далее возможны варианты по ситуации.
  • Игра с залом. Например, можно провести аукцион или другое действие, где аудитории нужно будет принимать активное участие.
  • Демонстрация со сцены. Спикер может взять на сцену какой-то предмет, чтобы потом показать аудитории во время выступления. Можно спуститься с ним в зал к первым рядам. Этот инструмент отлично работает.
  • Самый модный сегодня способ — квиз или опрос в реальном времени. Вы показываете на экране ссылку или qr-код, по которому аудитория переходит к списку вопросов. Результаты можно узнать тут же на экране.

Смена ориентиров

Еще одна тенденция связана с СВО и санкциями — это отказ от иностранных спикеров. Если раньше они были хедлайнерами (вспомним очень энергичные выступления Арнольда Шварценеггера или Майка Тайсона), то сейчас приглашение таких персон вызовет недоумение. Особенно, если это крупное федеральное мероприятие. Поэтому спикерскому рынку, как никогда ранее, нужны новые звёзды, новые лица.

Важно понимать, что в стране идёт смена повестки: мы уходим в пророссийскую историю и патриотизм. Именно такие выступления сейчас очень востребованы.

Очищение рынка

Очищение и калибровка спикерского рынка — важная тенденция, которая только будет набирать обороты. Например, ивент индустрия в России уже сформирована, она имеет определённые границы, законы и правила игры. А вот спикерский рынок только встает на этот путь. Мы, как ассоциация спикеров «Голос бизнеса» и платформа «Спикеры России», сегодня активно продвигаем вопросы, связанные с регулированием сферы.

Первым делом мы создали этический кодекс спикера — свод правил о том, что можно делать на сцене, а что нельзя. Следующим этапом мы планируем ввести сертификацию спикеров, чтобы провести калибровку и выявить псевдоэкспертов, псевдопредпринимателей, инфоцыган.

Спикерский рынок очень сильно на себе почувствовал приток таких «ораторов», которые захотели выйти на сцену, при этом не представляя, какая это огромная ответственность. Как результат — на мероприятиях творилось нечто невообразимое.

Отрасль спикерства нуждается в систематизации и регламентации. Наши профессиональные сообщества планируют активно заниматься этими вопросами и постепенно выходить на федеральный уровень.

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив платформы «Спикеры России». Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – в нашей еженедельной почтовой рассылке


02.11.2023

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности