Онлайн, офлайн или все-таки гибрид: какой формат мероприятия выбрать?

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Онлайн-формат за последние три года из экстренной «карантинной меры» трансформировался в полноправный элемент ивент индустрии. Вместе с тем, с отменой коронавирусных ограничений аудитория активно возвращается на офлайн-площадки. Какой формат выбрать для проведения ивента сегодня? Рассказывает генеральный директор Коммуникационного агентства 4D Наталья Белкова.

Speaker

Наталья Белкова,
генеральный директор Коммуникационного агентства 4D

Офлайн VS онлайн в цифрах

30% компаний в 2023 году вернулись к очному проведению мероприятий. Об этом свидетельствуют данные ежегодного исследования маркетинговой платформы Splash. 43% одновременно делают ивенты как онлайн, так и офлайн. 11% задействуют гибридный формат, и только 6% – по-прежнему остаются в онлайне.

Доля офлайн-событий постоянно растет. Так, в 2022 году 40% компаний организовали больше очных мероприятий, чем планировали. Доля виртуальных ивентов, напротив, снижается, хотя 41% организаторов признает, что эффективность таких событий часто оказывается выше ожидаемого.

Плюсы и минусы обоих форматов уже не раз обсуждались за годы пандемии. Однако рынок не стоит на месте, и в 2023 году к ним добавились новые пункты. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

ОФЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЯ

Преимущества: себя показать, на других посмотреть

Коронавирусные ограничения ушли в прошлое, но тренд на удаленную работу остался. При всех плюсах «удаленки» онлайн-активности однажды надоедают. В этом плане очные мероприятия становятся «глотком свежего воздуха» в мире совещаний по Zoom и рабочих чатов.

Плюсом очного участия в мероприятиях остаются и широкие возможности для нетворкинга. Онлайн-платформы пытаются компенсировать нехватку личного общения внедрением новых digital-инструментов: групповых и приватных чатов, виджетов для презентаций и обмена контактами. Вот только полностью заменить «живой» нетворкинг все равно пока не удается.

Офлайн любят и за наглядность в представлении бизнеса. Презентацию продукта сегодня не проблема провести онлайн, но в «реальной жизни» восприятие зачастую оказывается более глубоким и комплексным. Неслучайно, 47% маркетологов, опрошенных ивент-платформой Splash, считают, что участие в очных мероприятиях дает бизнесу наибольшую рентабельность инвестиций.

С точки зрения организаторов офлайн-события также выигрывают по зрелищности. Одно дело знать, что выступление спикера на онлайн-конференции смотрят 10 тысяч человек. И совсем другое – находиться с этими людьми в залах экспоцентра. Масштаб ощущается совсем иначе.

Можно отметить рост интереса к проведению офлайн-событий со стороны местных властей. Регионы заинтересованы в развитии делового туризма и готовы оказывать поддержку организаторам. Гостиничный и ресторанный бизнес не остается в стороне и предлагает варианты комплексных предложений с арендой площадок, необходимым оборудованием, размещением и питанием гостей.

Недостатки: минус релоканты, плюс расходы

Офлайн-мероприятия зачастую обходятся дороже онлайн-событий (хотя есть и исключения). Оплата аренды помещения и оборудования, зарплатный фонд технического и обслуживающего персонала, оплата дороги и проживания для гостей – все это требует серьезных денежных вложений. При этом траты в условиях общемировой инфляции постоянно растут, причем по каждой статье расходов: от авиабилетов до закупки продуктов к кофе-брейкам.

Очные ивенты связаны и с рядом трудностей «географического характера». Компаниям из удаленных регионов сложнее и дороже добираться до места проведения события. С аналогичной проблемой сталкиваются и спикеры, особенно те, кто живет в других странах. Так, об очном участии спикеров из числа релокантов сегодня можно только мечтать.

Офлайн несколько проигрывает онлайну и в плане аналитики. На виртуальных мероприятиях проще собирать обратную связь от гостей, проводить голосования и давать оценку выступлениям спикеров. В рамках очного события сделать это все-таки сложнее: здесь уже требуются дополнительные ресурсы и инструменты. Самый очевидный вариант – email-рассылка, более эффективный – приложение или чат-бот мероприятия.

ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЯ

Преимущества: масштабирование и удобная аналитика

Специалисты ивент индустрии любят онлайн за безграничное пространство для масштабирования. Собрать избранных экспертов отрасли, пригласить крутых спикеров, расширить аудиторию до десятков тысяч человек – повторить такое в офлайне удается крайне редко. К сильным сторонам онлайн-событий относится и более удобная аналитика. В виртуальной среде проще автоматизировать обработку данных участников, сбор обратной связи, рассылки и тд.

Онлайн-мероприятия проще и с точки зрения организации. Они требуют меньше времени на подготовку, а часто и меньших финансовых затрат. Освободившиеся ресурсы можно потратить на продвижение ивента и совершенствование технической части. Согласно данным опросов Splash, 38% экспертов считают виртуальные ивенты более эффективными с экономической точки зрения.

Еще одно преимущество формата – открытость изменениям и улучшениям. Виртуальные события образца 2023 года сильно отличаются от ивентов 2020 года. Стало больше крутых технологий, digital-инструментов и решений. На смену Zoom пришли удобные специализированные платформы с дополнительными функциями вроде спонсорских интеграций, автоматических рассылок и отдельных приложений. Кроме того, в России сложился полноценный рынок компаний, которые занимаются подготовкой онлайн-мероприятий «под ключ». Они предлагают готовые решения: от аренды студии и написания сценария до модерации мероприятия.

Недостатки: ниже вовлеченность – меньше контактов

Главным минусом онлайн-мероприятий остается сравнительно невысокая вовлеченность гостей. Офлайн-конференция требует больше времени на подготовку, сборы и дорогу. Участнику приходится тратить собственные ресурсы, а значит он априори будет более мотивирован на то, чтобы взять от события максимум. В онлайне единственное, что от тебя нужно – вовремя подключиться к трансляции. Это делает факт причастности к событию менее ценным, снижает вовлеченность участника и мотивацию к проявлению активности. Не добавляет энтузиазма и отсутствие нетворкинга в привычном понимании. Знакомство с потенциальными клиентами онлайн и переговоры в чате пока проигрывают личному взаимодействию.

Отдельно стоит сказать и финансовой стороне вопроса. Онлайн принято считать более дешевым форматом, но на практике это не всегда так. Масштабные виртуальные ивенты бывают очень дорогими, особенно если стоит задача провести все идеально и с вау-эффектом. Затраты на привлечение профессиональной команды, аренду оборудования, внедрение VR или AR технологий, работу с сервисами по продаже билетов, разработку лендингов для регистрации могут быть крайне высокими.

Так что же выбрать?

Мы видим, что оба варианта обладают преимуществами, и недостатками. Однозначно сказать, какой из них лучше – нельзя. Выбор зависит от целей и географии мероприятия, особенностей отрасли, количества участников и тд.

Виртуальный формат подойдет или для микрособытий на 15–20 участников, или, наоборот, для массовых конференций. Онлайн отлично зарекомендовал себя в организации обучения, в том числе корпоративного. Участникам не нужно подстраиваться под расписание и жертвовать рабочими задачами, чтобы посетить мастер-класс или семинар: все видео можно посмотреть в записи. Если говорить об индустриях, то онлайн-ивенты хорошо работают в IT-сфере, digital, маркетинге, рекламе и дизайне. В этих областях самый высокий уровень «диджитализации» сотрудников, чаще практикуется удаленка и больше digital-кочевников. Одно дело пытаться вытащить крутого разработчика с зимовки на Бали на конференцию в Москву, и совсем другое – мотивировать его поучаствовать в событии онлайн.

Офлайн-формат однозначно предпочтительней для выставок и форумов с экспозиционной частью. Заменить реальное взаимодействие с продукцией виртуальными презентациями пока еще удается не всем. Более выгодными очные мероприятия оказываются и в том сегменте образовательных мероприятий, где акцент идет на практически навыки. Обучать новой хирургической методике или деталям производственного процесса можно и по видео. Вот только покупка оборудования для съемки и трансляции всех нюансов запросто может выйти в несколько раз дороже серии выездных мастер-классов. Наконец, есть отрасли, где офлайн в принципе пользуется большей популярностью. Так, врачи традиционно предпочитают очное общение – возможность обменяться опытом «вживую», встретить знакомых, пообщаться. Кроме того, далеко не все специалисты в области медицины в совершенстве владеют digital-инструментами.

Гибридный формат

Пандемия дала мощный толчок к развитию ивент индустрии. При этом главным достижением последних лет стало не развитие виртуального сегмента, а появление гибридного формата мероприятий, который сочетает элементы офлайна и онлайна. К его минусам относится разве что более кропотливая подготовка: одновременно придется прорабатывать как очную часть, так и техническую базу для организации онлайн-трансляции и выступлений «удаленных» спикеров. Гибридные мероприятия требуют и двойного бюджета: та же качественная трансляция сегодня обходится достаточно недешево. В остальном это квинтэссенция всех достоинств обоих форматов. От эффективного нетворкинга до масштабирования на любые регионы и от высокой вовлеченности участников до приглашения популярных спикеров.

Об опыте Коммуникационного агентства 4D:

Офлайн-мероприятия привлекают аудиторию возможностью живого общения, сильным нетворкингом и сменой обстановки. Вместе с тем после пандемии люди стали больше ценить свое время и не всегда готовы расходовать ресурсы на участие в очных событиях. Это предъявляет дополнительные требования к проведению офлайн-событий: гостям действительно должно «хотеться» приехать на площадку, потратить время и силы. От мероприятия ждут максимальной пользы, отличной организации и вау-эффекта. При этом даже самое безупречное событие сегодня сложно представить без виртуальных элементов. Необходимый минимум – онлайн-трансляция, которая позволит привлечь больше классных спикеров и расширить количество участников. Это особенно важно для деловых событий: семинаров, конференций, круглых столов. Подавляющее большинство мероприятий, которые организует наше агентство, по умолчанию подразумевают гибридный формат и онлайн-трансляцию. Исключение составляют разве что совсем камерные события, вроде пресс-завтраков.

Перспективы гибридного формата подтверждает и статистика. Так, по данным исследования платформы Bizzabo, 67% аудитории в 2023 году отдает предпочтение или очным или гибридными ивентам, при этом более 40% ставят на первое место второй вариант. Все говорит о том, что в ближайшие годы развитию именно этого направления в индустрии будут уделять наиболее пристальное внимание. А значит стоит ожидать появления новых инструментов и более глубокой адаптации формата к потребностям разных отраслей и типов мероприятий.

Новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – в нашей еженедельной почтовой рассылке


10.10.2023

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности