«Сегодня я - Питер! Погнали»: как городской молодежный фестиваль собирает стадионы
«Петровские Ассамблеи» — масштабный городской фестиваль. Он посвящен знаковым для Петербурга датам и ориентирован на молодежную аудиторию. В 2023 году мероприятие было приурочено к 320-летнему юбилею Северной столицы и собрало на стадионе Газпром Арена около 50 тысяч зрителей. Как это было и с чего все началось, в интервью Event LIVE рассказали организаторы — Александр Корчагин, директор сценической компании StagePro, и Валерий Кудашов, главный режиссер события.
Валерий Кудашов,
режиссер
Александр Корчагин,
директор StagePro
— Как появились «Петровские Ассамблеи» и в каком виде задумывались?
АК: В 2022 году Комитет по культуре Санкт-Петербурга решил провести крупное событие, которое бы стало наследником традиций увеселений на открытом воздухе петровской эпохи. Причем создать мероприятие для конкретной аудитории – для молодых петербуржцев и гостей города. При том, что обычно на городских официальных массовых программах акцент делается на другой категории зрителей.
Молодежный формат потребовал размаха. Для проведения «Петровских Ассамблей» была выбрана самая большая площадка Петербурга — Газпром Арена. Размер футбольного поля стадиона - 120 на 90 метров, вместимость — до 60 000 человек.
В основу концепции легли важные для города даты: в 2022 году — 350-летие со дня рождения Петра Великого, в 2023 году — 320-летие со дня основания Санкт-Петербурга. Режиссером первого фестиваля выступил Виктор Крамер. Он представил зрителю узнаваемую символику Петербурга в ярких неоновых тонах — надувные фигуры атлантов, грифонов, сфинксов. Для наполнения огромного пространства режиссер задействовал танцевальные коллективы города.
В 2023 году диалог с молодежной аудиторией продолжил режиссер Валерий Кудашов.
ВК: Да, это очень интересный проект, и я с удовольствием принял эстафету. Фестивальный формат – это удачное решение для диалога с молодежью. Фестиваль 2023 года длился пять часов. Но программа была сформирована таким образом, что зрители могли посетить всё шоу или ту часть, которая им наиболее симпатична – например, приехать только на выступления отдельных артистов. Таким образом, мы давали выбор и ничего не навязывали.
— «Петровские Ассамблеи» — первое петровское мероприятие. Закладывали ли вы этот смысл в программу?
ВК: Конечно. «Петровские Ассамблеи» — это часть культуры имперской России. Петр Первый задумывал ассамблеи прежде всего для общения, взаимодействия. Эти традиции мы перенесли на сцену современного проекта и создали 5-часовой фестиваль для коммуникации между городом, артистами и зрителем.
— В чем заключалась концепция «Петровских Ассамблей 3.2.0»?
ВК: Ее можно выразить одной фразой: «Молодой город для молодых». Мы хотели показать, что Петербург — это не только классика, музеи, Петербургский международный экономический форум, но это еще и огромное количество молодежных событий, коллективов, пространств.
В этом году Санкт-Петербургу исполнилось 320 лет. Мы поиграли с цифрой 320 в названии —получились «Петровские Ассамблеи 3.2.0». С одной стороны, мы дали ассоциацию к неким молодежным сленговым формам, с другой стороны, опять же, подчеркнули контекст события.
Участие танцевальных коллективов Петербурга продолжило хорошую традицию прошлого года. Мы хотели, чтобы зрители видели на сцене своих сверстников и соратников, творческих, но еще не столь знаменитых ребят. Именно так мероприятие получило народную любовь и признание.
На концепции и программе отразились габариты площадки и формат события. Нам нужно было заполнить огромное пространство стадиона — входная группа, зона променада, непосредственно сцена и арена. На территории фестиваля были отдельные петербургские персонажи, символы, с которыми можно было сфотографироваться, пообщаться, пообниматься, просто получить эстетическое визуальное удовольствие. Встречал и музыкально сопровождал всю программу петербургский DJ Илья Лавров, который входит в ТОП-100 DJ страны. А для арены и сцены были придуманы достаточно интересные форматы взаимодействия с публикой, использовался широчайший комплекс спецэффектов, который позволял где-то засыпать всех блестками, а где-то удивить пиротехникой.
Как мы любим говорить, праздник начинается с входной группы и досмотровых рамок. Вот и здесь мы старались максимально донести до зрителя: это - праздник, и мы рады всех видеть. Это ощущение буквально с первой минуты проникало в сердца наших участников.
— Сколько заняла подготовка к событию и как она проходила? Как формировалась программа?
АК: Работа над созданием сценического образа началась в этом году. Подготовка — за четыре месяца до фестиваля. Активная фаза заняла около одного месяца. Она всегда тесно связана с подтверждением бюджетирования и даты мероприятия, потому что эти два факта сильно влияют на конечный результат — стоимость и время на подготовку.
Можно придумать любого уровня сложности идею и потом столкнуться с тем, что на ее воплощение есть один день. Поскольку речь идет о футбольном стадионе, то много факторов были определяющими, начиная от игр футбольной команды до других мероприятий, которые там проходят.
ВК: В ходе подготовки программы мы провели в соцсетях опросы среди молодежи Петербурга: кого и каких исполнителей они хотели бы видеть, плюс, проанализировали на каких исполнителей максимально ярко реагировали зрители в прошлом году. Соответственно, по этой причине часть исполнителей в хорошем смысле повторилась. Итоговыми хедлайнерами и артистами этого года стали Ваня Дмитриенко, Pharaoh, Хабиб, Клава Кока, Три дня дождя.
Центральное место в программе фестиваля занял сам ГОРОД. Стояла задача рассказать зрителям факты про Петербург, привести какие-то официальные цифры про работу с молодежью, но в формате большой дискотеки это бы выглядело как минимум странно. Тогда у нас родилась идея, что помимо наших замечательных молодежных ведущих, говорить будет голос Города! И мы придумали как это подать. Начиналось все с пролога, где голос города говорил: «Мне 320 лет, но я еще молодой, особенно по сравнению с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью. У меня много имен: Ленинград, Петербург, Петроград. Но сегодня я такой же молодой, как и вы. Сегодня я — Питер. Погнали!». С помощью таких приемов достигался тот самый разговор с молодежью на их языке, их выразительными средствами — это была режиссерская задача, которая была полностью реализована.
Находясь в диалоге со зрителями, мы объединили на фестивальной сцене знаменитых исполнителей и начинающих артистов, стирая грань между звездами и творческой молодежью города. Для полупрофессиональных танцевальных коллективов и начинающих артистов открылась возможность выступить на крупнейшей площадке Европы. Например, такими исполнителями стали представители двух столиц — YouArt (Петербург) и Даша Кочнева (Москва). Был отдельный номер, посвященный такому направлению, как скейтбординг (прямо на сцене ребята демонстрировали сногсшибательные трюки).
Режиссерская концепция предполагала мультиформатную программу — участники пели и танцевали, музыканты выступали в роли ведущих, а ведущие исполняли собственные номера вместе со зрителем. Одна из фишек фестиваля — сделать ведущим «краша» молодежной аудитории — Ваню Дмитриенко. Музыкант с удовольствием принял это предложение, ему понравилась идея того, что он может быть на сцене не только исполнителем, но и проводником режиссерских задач. А задачи были такие: с одной стороны, поговорить о городе, с другой стороны — пообщаться с молодежью на их языке, а также органично включить артистов в общую программу. Соведущей Вани выступила певица Аня Покров. Вместе ребята блестяще справились с этой ролью.
— А как удалось раскрыть идею фестиваля в оформлении сцены и площадки?
ВК: Организаторы мероприятия совместно со StagePro и Decor-Atelier разработали удивительный образ сцены с одним из главнейших символов Петербурга. На поле стадиона был создан огромный корабль — аллюзия на корабль с Адмиралтейского шпиля. Помимо символизма гигантские декорации выполняли технические функции: паруса стали светодиодными экранами, а остальная поверхность корабля предоставила возможность для многоуровневого расположения артистов. Так мы «обрамляли» артиста танцевальными коллективами и спецэффектами.
АК: Воссоздание на стадионе корабля Адмиралтейства — интересная задача. Здесь важно понимать следующее: то, что эффектно с точки зрения режиссерской задумки, не всегда просто реализуемо с точки зрения конструкций. Чтобы конструкция корабля не была одноплановой, мы сделали верхнюю и парусную части плоскими, а нижней части – палубе корабля – придали объем для размещения большего количества артистов.
Чтобы задействовать огромное пространство вокруг сцены, была создана некая гавань, с отсылкой к нашему Петровскому яхт-клубу. Таким образом корабль находился как бы в марине. Мы с дизайнерами долго искали эту форму и в конечном счете разбили нижнюю часть корабля на две палубы, разные по ширине и по объему. Они давали возможность артистам выходить через подиум практически к зрителю. Задача по художественной постановке и оформлению шоу — это не воссоздать что-то под копирку, а сделать читаемую отсылку к оригиналу, чтобы люди понимали, что мы хотим сказать, и при этом, чтобы это не выглядело искусственно.
Кстати, ранее мы рассказывали об эволюции сценических конструкций – от Древнего Рима до наших дней
— У Газпром арены, как у современной площадки, должны быть серьезные технические возможности. Как вы использовали их?
АК: Площадка является многофункциональным спортивно-концертным комплексом. Она развивается вместе с городом, и каждый год здесь появляется что-то новенькое. К 2023 году у нас в распоряжении оказались: светодиодное кольцо, опоясывающее стадион на уровне стилобата, четыре экрана по углам площадки, определенный набор светового и лазерного оборудования, которым располагает площадка. Все это мы, конечно, использовали.
Помимо этого, наши партнеры привезли огромное количество светового и звукового оборудования. Зрелищности добавили спецэффекты: огненные горелки, углекислотные джеты и бластеры, которые рассыпали всевозможного рода блестки и мишуру.
Огромный размер Газпром арены усложнял процесс подвеса любого оборудования (высота до крыши составляет 80 метров), но риггера не подвели. Для дополнительного дилейного звука мы разместили высотные башни прямо на танцполе, и все зрители, будь они на основной площадке, или на трибунах, хорошо всё слышали и прониклись атмосферой.
— С учетом масштаба проекта над ним, наверное, работала огромная команда…
ВК: Да, в общей сложности над фестивалем «Петровские Ассамблеи 3.2.0» трудились свыше 600 человек. В творческую группу входили: главный режиссер, режиссер-постановщик, старший творческий администратор. Восемь человек осуществляли поддержку и контроль. Хореограф с двумя помощниками разводили массовые номера. Выступали порядка 300 танцоров разных танцевальных коллективов города, причем разнонаправленные и разновозрастные.
АК: Техническая группа тоже получилась внушительная. Отдел дизайна разрабатывал сценическую постановку, инженерный - создавал скелет всего шоу, проектный —проверял устойчивость того, что было придумано. Технические директора составляли план и последовательность монтажа. Работали звуковой и световой отделы и, конечно, декораторы. Эти люди делали всю красоту: превращали стальную конструкцию в адмиралтейский «кораблик» с двумя палубами, такелажем и трапами. Группа монтажа сценических конструкций находились до площадки дольше всех. Монтаж сценической части занял порядка десяти дней, демонтаж – три. Более 30 фур только сценического оборудования – это не шутка.
ВК: В постановке такого рода шоу задействованы десятки творческих коллективов и компаний технического обеспечения. Главный фактор успеха при подготовке и в процессе программы — плотное сотрудничество команд.
Например, только в момент концерта на пультовой одномоментно находилось порядка 15 человек — это люди, отвечающие за разные направления. Режиссер говорит звуковой службе, что нужно запустить фонограмму или отбивку на выход артистов. И это только звукорежиссер, который занимается плейбеком. Рядом стоит звукоинженер, который контролирует уровень звука, громкость микрофонов. Здесь же звукорежиссер артиста, который сейчас будет выступать. Параллельно работают три художника по свету, сотрудники видео-службы, специалисты по спецэффектам и пиротехнике. Объединяющим звеном и дирижером всех процессов выступает главный режиссер.
Также к команде организаторов относятся служба безопасности стадиона, волонтеры и администраторы. Это действительно огромная команда, создающая масштабный фестиваль.
– И какое количество зрителей удалось порадовать постановкой? Сколько человек посетили «Петровские Ассамблеи 3.2.0»? Легко ли было попасть на мероприятие?
ВК: Фестиваль посетили порядка 50 000 участников. Газпром Арена была заполнена вся. Мероприятие было открытым и доступным за счет и вместимости площадки, и цены билетов. Анонсирование проходило по всему городу и в соцсетях. Часть билетов раздавалась школьникам и студентам, а также их можно было спокойно приобрести в кассах города, и их стоимость была символической. В районе 300-500 рублей. Это доступная цена даже для студентов. По этому поводу ведущие шутили со сцены, что всего лишь по цене двух чашек кофе можно было прийти на крупнейший стадион в Европе и принять участие в масштабном событии.
— Как сами оцениваете фестиваль 2023 года? Удалось добиться желаемого эффекта? Будет ли продолжение?
ВК: Для креативной команды важнее всего была реакция зрителя на площадке. Мы получили массу положительных отзывов, зрители отмечали, как красиво и необычно организован фестиваль. Отличительной особенностью «Ассамблей» являются нестандартные постановки, мультиформатный контент, вызывающий вау-эффект с первых минут.
Заказчики мероприятия — Комитет по культуре, остались довольны, благодарили команду. Поэтому мы считаем, что все прошло удачно.
АК: Более того, важным фактором является безопасность мероприятия. Не было никаких эксцессов, не замечено употребления алкогольных напитков среди молодежи. Это хорошо продуманное и отлично реализованное праздничное мероприятие.
ВК: Уверенно заявляем, что «Петровские Ассамблеи 3.2.0» прошли успешно. И продолжение обязательно будет. До встречи на «Петровских Ассамблеях 3.2.1»!
Статья опубликована в рамках специального проекта «Санкт-Петербург: 320 лет территории событий». Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив StagePro Event Solutions.
Чтобы не пропустить новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – ПОДПИШИТЕСЬ на нашу еженедельную почтовую рассылку!
06.07.2023