Территория креатива: опыт Великобритании, Германии, Финляндии

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весомым[1], так как их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики[2].

Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты[3].

Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое.

В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях[4].

«Ивент индустрия в креативной экономике: как сохранить конкурентоспособность в новом мире» - ключевая тема VII Евразийского Ивент форума и Форума Event LIVE (Санкт-Петербург, 17-20 января 2018). 19 января на стратегической сессии Форума эксперты дискутировали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

18 января состояласьсессия «Создание конкурентоспособного бренда страны. Роль событий в продвижении дестинаций». Модератором сессии выступит Борис Грумбков, Генеральный директор АО «Издательский дом «С.-Петербургские ведомости». Опытом делились: Игорь Kовачевич, директор Конвеншн-бюро Сербии (Сербия), Алексей Калачев, директор ассоциации «Национальное конгресс-бюро» (Россия), Анатолий Акантинов, директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» (Беларусь), Сарти Лоредана, генеральный секретарь Итальянской ассоциации выставок и ярмарок (AEFI) (Италия)

Учитывая существующий экономический контекст, есть уверенность, что креативные индустрии с ходом времени будут приобретать все большее значение и могут стать основой для процветания некоторых регионов России и Восточной Европы. Для достижения подобного результата, однако, необходимо понять, каким образом можно ускорить процесс «креативизации» и уже в ближайшей перспективе реализовать креативный потенциал этих территорий. Креативные индустрии приобрели свое значение благодаря стремительным преобразованиям экономической реальности. Глобализация, урбанизация, появление новых технологий и мобильных автоматизированных производств – все это привело к радикальным изменениям, которые продолжают формировать постиндустриальную экономику развитых и оказывают влияние на развивающиеся страны. На макроуровне подавляющее большинство государств с прогрессивной экономикой сталкивается с постепенным замедлением роста валового внутреннего продукта (ВВП). В то время как традиционные отрасли промышленности частично пришли в состояние упадка, креативные индустрии стали «лучом света» в этом «темном царстве» экономической стагнации. Темпы роста креативной экономики исключительно велики. По данным конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), интенсивность мировой торговли креативными товарами выросла более чем в два раза за период с 2002 года по 2011-й. Среднегодовой темп роста за этот период составил 8,8%. Для развивающихся рынков характерна еще более высокая динамика – рост товарооборота более чем на 12,2% в год[5].

Великобритания


Фото: Stephen B Whatley Tower of London: Public Art by Stephen B Whatley. 2012

В Великобритании 25 лучших рекламных агентств зарабатывают 4,5 млрд долларов на внутреннем рынке в год, доход британских архитекторов составляет 3,5 млрд фунтов стерлингов, Лондон является одним из мировых лидеров по продажам через аукционы и галереи на рынке изобразительных искусств, британская Atkins входит в топ-5 фирм мировой индустрии дизайна, рынок моды оценивается в 1 млрд фунтов стерлингов, кино - в 4,1 млрд фунтов стерлингов, музыки - в 3,4 млрд долларов, исполнительских искусств - в 1,5 млрд фунтов стерлингов, издательского дела - в 2,7 млрд фунтов стерлингов, игрушек и игр - в 22 млрд долларов (около 40% мирового рынка), телевизионный - в 10,5 млрд фунтов стерлингов, видеоигр - в 2 млрд фунтов стерлингов[6].

Подробные данные по развитию творческих индустрий были опубликованы в 2000 году в отчете «Creative Energy: The Creative Industries in London‘s Economy» («Энергия творчества: творческие индустрии в экономике Лондона»), подготовленном агентствами ‘London Development Partnershi’p и ‘Government Office for London’. Ниже приводятся цифры данного отчета.

Занятость населения

В творческих индустриях занято 11,5% работающего населения Лондона. Они играют двояко важную роль в экономике Лондона и его будущих планах. Они вносят существенный вклад в благосостояние города, успешно конкурируя на внутреннем и международном рынке, благодаря высокому уровню умений, навыков и инновационности, предоставляя необходимые и высококачественные услуги по широкому спектру деятельности в финансовом и производственном секторах, а также в секторе услуг. Не менее важно и то, что творческие индустрии занимают центральное место в репутации Лондона как мирового центра бизнеса и туризма.

Субсекторы

Количество занятых (тыс.чел.)

% рабочей силы Великобритании, занятой в Лондоне

Кино

16,3

50

Телевидение и радио

27,9

57

Музыка

3,4

44

Исполнительские искусства

21,2

41

Издательское дело

83,3

26

Интерактивные компьютерные программы для досуга

58,4

22

Реклама

38,6

46

Архитектура

55,5

19

Ремесла

8,6

6

Дизайн

н/д

н/д

Модная одежда

7,4

18

Изобразительные искусства

13,5

30

Рынок антиквариата и произведений искусства

7,5

23

Музеи, галереи, памятники культуры

15,8

20

Итого

400,200*

23%


Таблица 1. Творческие индустрии в Лондоне: занятость. *Итоговый показатель составляет приблизительно 11,5 % всей рабочей силы Лондона.

Сюда не вошли дизайнеры, так как данные об их занятости отсутствуют. 32% всех работающих в секторе имеют высшее образование, что в 2 раза больше, чем в среднем по стране.

Отдельные работники и фирмы регулярно перемещаются из государственного сектора в частный и наоборот. Государственные инвестиции по большей мере осуществляются в развитие, поддержку и создание новых творческих талантов и навыков менеджмента, которые могут затем быть использованы в одном из секторов, или и в том и в другом одновременно.

Другие основные регионы Великобритании, где сосредоточены творческие индустрии: Юго-восточная Англия (реклама, издательство, дизайн), Манчестер (музыка, мода, спорт, телевидение и радио) и Глазго (дизайн и изобразительные и визуальные искусства).

Косвенный эффект

Творческие индустрии производят также существенное косвенное воздействие, так как такие их виды как реклама, дизайн, издательство и др. связаны с большинством других секторов.

Помимо этого, во многих секторах профессиональных и иных услуг сложилась конкретная специализация по творческим индустриям, и теперь существует рынок специалистов для разных секторов по маркетингу и ПР, страхованию и розничной торговле. Средоточие искусств и иных творческих видов деятельности, в том числе медиа, привело к тому, что многие юридические, аудиторские и бухгалтерские фирмы Лондона ввели специализацию по творческим индустриям, дотоле беспрецедентную.

Роль туризма

Туризм играет важную роль, придавая дополнительную ценность творческим индустриям. Они привлекают туристов в Лондон, и находясь в Лондоне, туристы тратят деньги как непосредственно на сами эти индустрии (покупая билеты в театры и музеи, делая покупки в салонах и т. п.), так и на косвенно связанные с ними вещи, – еду, питье, транспорт, гостиницу и прочее. В Лондоне туризм создает около 250 000 полных рабочих мест.

Доходы

Творческие индустрии находятся в центре экономики всех выдающихся городов мира. Их вклад в экономику осуществляется через инвестиции, занятость и использование интеллектуальной собственности, а также получение доходов через творчество, производство, продвижение, исполнение и доставку заказов.

По доходам, приносимыми некоторыми творческими индустриями в Лондоне, мы достоверными данными не располагаем, хотя у нас есть соответствующие цифры в целом по стране. По памятникам культуры, музеям, галереям и изобразительным искусствам данных ни по Лондону, ни по всей стране не имеется.

Сектор

Доходы по стране (в млн. £)

Доходы по Лондону (в млн. £)

Реклама

4.0

£3.0

Архитектура

1.5

0.3

Искусство и антиквариат

2.2

1.4

Ремесла

0.4

0.075

Дизайн

12.0

данных не имеется

Мода

0.6

данных не имеется

Кино

0.9

0.7

Интерактивные развлекательные компьютерные программы

1.2

данных не имеется

Музыка

3.6

1.8

Исполнительские искусства

0.9

0.3

Издательство

16.3

5.4

Спорт

9.8

данных не имеется

Телевидение и радио

6.4

3.45

Итого

59.8

16.46


Таблица 2. Доходы по разным видам творческих индустрий, Великобритания

В 1999 году Городской Совет Манчестера совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий – Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуги по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них[7].

Германия


Фото: Heinz Bunse Hiwa K.-When we were Exhaling Images DOCUMENTA 2017

Министерство экономики и технологий (Federal Ministry of Economics and Technology) по инициативе Федерального Правительства Германии ежегодно публикует отчет о деятельности культурных и творческих индустрий на территории страны (Culture and Creative Industries in Germany. Monitoring of Selected Economic Key Data on Culture and Creative Industries. Research Reports). Согласно этому отчету, вклад творческих индустрий в ВВП страны составил: в 2007 году– 63 млрд евро, в 2008 году – 65 млрд евро, в 2009 году – 63 млрд евро. Для сравнения, в 2007 году вклад творческих индустрий в общий объем ВВП составил 2,6%, в то время как этот показатель по автомобилестроению был 3,2%, а по химической промышленности 2,2%. В 2009 году в секторе было занято 787 тысяч человек, это 2,9% от всего числа работающих. Интересно, что число занятых в автомобилестроительном секторе и в химической промышленности в кризис сократилось на 1% и 3,5% соответственно, только пищевая промышленность и сектор творческих индустрий показали позитивную динамику, уровень занятости в них вырос на 1,3% и 1,7% соответственно. В общей сложности, несмотря на кризис, в 2009 году число фрилансеров и организаций в сфере творческих индустрий выросло на 1,7%.

Финляндия


Фото: David Navarro Visitors OLO No 22 and Yours Truly. Hietalahti, Helsinki, Finland

Следуя требованиям постиндустриальной экономической среды последнего десятилетия, финское правительство стремится развивать потенциал страны, связанный с высокими технологиями. В этой связи можно упомянуть одну из программ, ставшую классическим примером и определенным этапом цифровой революции: ‘Finland Content‘ – «Финское содержание», которая была направлена на слияние творческих идей художников и музыкантов с новейшими компьютерными средствами коммуникации. В Хельсинки самым ярким показателем интереса властей к творческим индустриям в этой области могут служить: муниципальный центр ‘Glass Palace Media Centre’ , ведущий консультационную и образовательную работу, который оснащен бесплатной электронной библиотекой с 21 компьютерной рабочей станцией; ‘Lume Centre’ – новый центр аудио-видео производства, образования и исследований при Хельсинкском университете искусства и дизайна, имеющий студии площадью 500 м ², оснащенные по последнему слову науки и техники. В 1990 году колоссальное заброшенное здание бывшего кабельного завода (53 000 м2 ) было передано группе независимых менеджеров творческих индустрий, которые оборудовали в нем рабочие помещения для независимых художников и предприятий, занимающихся искусствами и иной творческой деятельностью, связанной с культурой. После успешного переоборудования и развития этого в прошлом промышленного строения, благодаря удачной предпринимательской деятельности менеджеров, Cable Factory имеет возможность вкладывать 1 миллион евро (приблизительно $900 000) в содержание и обновление помещений. В 2002 году это предприятие не получало государственных субсидий, но сдавало площадки для проведения выставок, концертов и пр., а также помещения для работы 900 художников и творческих предпринимателей, которые вносили арендную плату, варьирующую в зависимости от материальных возможностей арендатора. В Уусимяа – области, где расположен город Хельсинки – в 1998 году 6,3% работающего населения было занято в творческих индустриях[8].

Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы.

Россия


Фото: carlfbagge Zurab Tsereteli. Moscow Museum of Modern Art

По данным на 2016 год креативные индустрии производили 7% ВРП Санкт-Петербурга и порядка 5% ВРП Москвы. Согласно Индексу креативного капитала, автором которого являются Фонд Calvert 22 и PwC, еще 7 российских городов на данный момент учитывают вклад креативных индустрий в свое развитие и способствуют дальнейшему росту соответствующих отраслей: Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень, Воронеж, Екатеринбург[9].

По заявлению губернатора Санкт-Петербурга, превалирующие на сегодняшний день социальные, экономические и геополитические условия обусловливают необходимость разработки таких стратегий, которые могли бы сделать город конкурентоспособным как внутри России, так и на мировой арене. Говоря об этих стратегиях, он подчеркивает важность использования культурного, научного и промышленного потенциала Санкт-Петербурга для продвижения инноваций, реструктуризации производства и развития культурного туризма[10].

Во всех этих трех областях ключевую роль могут сыграть творческие индустрии.

Инновации

Основная «добавленная ценность» в экономике будущего будет создаваться благодаря творческим процессам, новому знанию и устанавливаемой на них интеллектуальной собственности. Люди, занимающиеся творческими индустриями, развивают и практикуют инновационные навыки, требуемые во всех областях экономики: в производстве и в коммерции, в государственном и в частном секторе. Характерный для этого сектора небольшой масштаб предприятий способствует созданию такой среды, в которой, согласно статистическим исследованиям, происходит концентрация инновации и творчества.

На фактах установлено, что основным движителем постиндустриальной экономики являются организации, занимающиеся цифровыми медийными технологиями и кластеры бизнесов, входящих в число творческих индустрий. И Санкт-Петербург располагает развитыми знаниями и навыками в этой области, – но для того, чтобы город мог более полно реализовать свой потенциал, необходимо развитие компетентного знания рынка творческих индустрий.

Производство

Промышленная продукция предприятий России имеет основания стать полностью конкурентоспособной на мировом рынке, если руководители предприятий сумеют перенять разработанные творческими индустриями навыки дизайна, маркетинга и создания «брэндов», дистрибуции и обеспечения и контроля качества. При дальнейшем развитии экономики потребления победителями на рынке станут те производители, которые смогут максимально использовать «добавленную ценность», создаваемую за счет стиля, имиджа, электронного маркетинга и рекламы, – то есть всего того, что производят творческие индустрии. Рынки, реагирующие на эти изменения, характеризуются высокой степенью специализации и изменчивости, сложными токами ценностей, – а, значит, они требуют специализированного производства, типичного для предприятий, занимающихся творческими индустриями. К тому же, подвижная природа большинства продуктов творческих индустрий – образов, дизайна, текстов, звука, идей и электронных продуктов – служит естественной предпосылкой для того, чтобы эти индустрии функционировали на уровне глобального взаимодействия.

Культурный туризм

Творческие индустрии обеспечивают так называемую «мягкую» инфраструктуру для развития туризма: небольшие авторские ателье и мастерские, создающие местную моду, оригинальные изделия, галереи, магазины, стиль ресторанов, баров и кафе – то есть все то, что посетители города так любят «открывать» для себя сами. Существование такого рода инфраструктуры является важнейшим фактором, воодушевляющим туристов на то, чтобы задержаться в городе дольше и вернуться в него вновь. Она также позволяет максимизировать экономические выгоды, получаемые городом за счет приема посетителей.

Подготовка материала: Елена Четыркина, руководитель департамента маркетинга, Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Комплексный материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке материала в объеме более 50% активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью: Lumi Mediakeskus, www.lume.aalto.fi

Источники и дополнительная литература:

[1]«Креативный капитал городов – 2016» (фонд Calvert 22, PwC)
[2]Материалы Петербургского Международного экономического форума, 2016 https://forumspb.com/ru/2016/sections/62/materials/309/sessions/1387
[3] Зотова, Л.Р. (2015). Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 9(11), 2015
[4] Эксперт Северо-Запад , 2010
[5] http://calvertforum.org/images/uploads/documents/calvert_research_2014.pdf
[6] Джон Хокинс «Креативная экономика: как делать деньги из идей»
[7] Marketing Manchester (Manchester City Council)
[8] City of Helsinki Urban Facts. Background Report for OECD. Territorial View of the Greater Helsinki Region от 13.09.2001 года, стр. 59.
[9] http://calvertjournal.com/features/show/6186/creative-cities-2016-innovators-russia
[10] Леонтьевский центр, Санкт-Петербург
[11]Отчет «Creative Energy: The Creative Industries in London‘s Economy» («Энергия творчества: творческие индустрии в экономике Лондона»). Агентства: ‘London Development Partnershi’p и ‘Government Office for London’


15.01.2018

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности