Эксперимент. Фотовоспоминания о событии: проверено на себе

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Тема разных фотовоспоминаний о мероприятиях, участниками которых нам довелось стать, активно обсуждалась на конференции «Событийная карта России. Уфа» в конце сентября. Почему появление доступной фотосъемки стало цифровой революцией в восприятии личного прошлого? Как реагируют участники и свидетели различных событий на кадры многочисленных фотоотчетов, что воспринимают быстрее и на что обращают больше внимания? А главное – что делать организатору, если он хочет, чтоб участники вспоминали его событие долго и с радостью? Рассказывает Маргарита Ушакова, психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г. Иркутск – автор эксперимента.

Маргарита Ушакова

Маргарита Ушакова,
психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г. Иркутск

Мы решили проверить всё на личном опыте с несколькими участниками и организаторами конференции «Cобытийная карта России. Уфа». Был проведен небольшой, но вполне серьезный эксперимент: через три недели после окончания конференции каждому из добровольцев был показан один и тот же набор фотографий из общего фотоотчета по мероприятию. Всем было предложено ответить на несколько вопросов о том, что они вспоминают, глядя на эти кадры. Мы подробно проанализировали пять разных историй, среди которых - воспоминания и организаторов, и участников.

Итак, что из теории нашло подтверждение в нашем практическом исследовании?

  • Фотографии, на которых участники события видят себя в процессе происходящего, чаще создают основу для устойчивых воспоминаний:

«Там, где я стреляю из лука. Помимо меня еще вот Светлана и Сергей – там на первой линии стоим… Вспоминается то, как нас учили стрелять из лука, как я попала в пятерки три раза, и мне Раис сказал, какая я молодец (смеется). Вспоминается тот «Диплом башкирки», который Светлана в результате получила, и которому очень удивилась, но радовалась. И вспоминаются стрелы, я уже не помню, кто конкретно стрелял, потому что рядом несколько человек было в разное время. Помню, что кто-то попадал очень четко в яблочко, а у кого-то стрелы попадали все время в кусты. Но, опять же, то же самое светлое ощущение, что было очень душевно и… запал у всех такой был, в том числе и у меня». (Анна Спирина, руководитель отдела продвижения и проектов ВНИЦ R&C, Event LIVE)

Фото

«Это фотография, где я тоже есть… это мы в Конгрес-холле, по-моему, замдиректора объяснял про смысл создания Конгресс-холла, насколько часто проводятся мероприятия, вот этот момент я помню, … я точно помню, что меня впечатлил сам зал, где проводятся выступления. Такой аутентичный… Там очень красивая мебель, и тоже была такая особая гордость, что у нас в республике есть такой Конгресс-холл, где проводятся такие мероприятия и люди узнают не только что-то полезное по работе, но и погружаются в нашу башкирскую культуру, а это, я считаю, очень важно. Особенно те, кто приезжают из столицы … – они, в основном, мало знают о таких народах» (Юлия Ахметова, координатор по digital-маркетингу Пульс Опрос, участник конференции).

Фото

В этих комментариях заметны сразу несколько маркеров того, что это не просто описание видимого сюжета, а разворачивающееся воспоминание: люди рассказывают о происходящем до и после момента на фото; упоминают то, что не видно в кадре («закадровый охват»); легко вспоминают эмоции, отчасти переживая их заново.

Но оказалось, что похожий эффект может возникать даже в том случае, если человек не видит себя в кадре, но уверенно помнит, что был свидетелем этой ситуации, а кадр снят с хорошо знакомого ракурса:

«… в чистом виде я не видела ни одного интервью, как их брали. Я всегда пробегала где-то мимо, что-то смотрела, как это все проходит … Я когда смотрю на эту фотографию – мне от этого хорошо… У меня легкость от двух вещей: потому что я вижу, что удовольствие от процесса получают все (и те, кого интервьюируют, и те, кто интервьюируют, и кто снимает), и я помню собственную легкость от того, что процесс был настроен очень легко и, собственно, можно было заняться чем-нибудь другим» (Анна Спирина, руководитель отдела продвижения и проектов ВНИЦ R&C, Event LIVE).

«… вот где из лука стреляют. Я помню, как я стреляла. Я примерно с этого угла на них смотрела… а потом сама стреляла. И как это ужасно больно, и как по длинным ногтям бьет тетива (смеется)… и как хитро надо целиться…» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).

«… я видела, как делали эту фотографию, по той причине, что я стояла рядом, и как раз после того, как Дарья закончила интервью, мы с ней побеседовали о возможности нашего сотрудничества… Да, мы с ней познакомились, … обменялись визитками и договорились созвониться, списаться…Это было завершение первой сессии, первого заседания, оно прошло, на мой взгляд, достаточно хорошо. Я была в таком рабочем состоянии, хорошо помню…» (Алена Платонова, главный специалист департамента рекламно-выставочной деятельности АО «Корпорация развития Рязанской области», участник конференции).

Фото

Вопреки традиционным ожиданиям, фотографии, на которых запечатлен участник или организатор мероприятия, далеко не всегда гарантируют, что он этот момент помнит.

«Нет, не помню… Видимо, это был такой рабочий режим, где я была внутри себя, и процесса… Я не представляю, как это выглядело со стороны, как это звучало все…» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).

Иногда в этом случае присутствует только один из признаков воспоминания: «Я помню, меня откуда-то выдернули, и я куда-то бежала, меня Александра попросила подойти дать интервью, я его дала, а потом, собственно, побежала дальше обратно (смеется)…» (Дарья Островская, генеральный директор ВНИЦ R&C). Здесь этим признаком является описание того, что предшествовало моменту в кадре и следовало за ним. Можно предположить, что в данном случае у фото недостаточно выражена функция «ключа к воспоминанию», либо само событие не оказалось значимым настолько, чтобы отложиться в памяти.

Фото

Справедливости ради стоит отметить, что если сам себе на фотографии человек не нравится, то ни обсуждать, ни вспоминать что-то благодаря снимку он не стремится. Это также нашло подтверждение в одном из интервью, когда собеседница, узнав себя на фотографии, сказала «я себе на ней не нравлюсь, и не буду ее обсуждать». Судя по всему, это фото вряд ли ляжет в основу ее воспоминаний о прошедшем событии.

  • Фотографии в сочетании с комментариями закрепляются в памяти сильнее. Основу личных воспоминаний во многом обеспечивают именно слова, которыми мы описываем те или иные кадры:

«Для себя я делаю вывод, что, когда все прошло, через неделю выслали презентации, я их проходила глазами, потому что писала отчет по командировке. Поэтому я еще помню, о чем идет речь (смеется). Все-таки, на мой взгляд, эта фотография зацепила такое большое количество информации у меня, потому что она мне была полезна» (Алена Платонова, главный специалист департамента рекламно-выставочной деятельности АО «Корпорация развития Рязанской области», участник конференции).

«Мы же как организаторы этим живем, притом достаточно длительный период. Потом ты же еще сортируешь, смотришь…» (Дарья Островская, генеральный директор ВНИЦ R&C).

«У меня очень часто бывает так, я помню о событиях, не только о рабочих, о разных, через какое-то время только то, что я видела на фотографиях… К примеру, я по мероприятию сделала какой-то пост, вот мы там были, то-то делали, видели, несколько фотографий… И потом, когда я через какое-то время натыкаюсь на папку с фотографиями по этому же мероприятию, только в большем количестве, я понимаю, что остальные фотографии – они как будто чужие и не со мной сделаны, кроме тех, на которых я акцентировала внимание» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE). Здесь мы особо отчетливо наблюдаем ключевую деталь любого личного воспоминания: мы храним свой опыт в виде историй. Если эта история сложилась хотя бы в общих чертах (указаны место, герои, сюжет, общая тема), она получает шанс остаться в нашей автобиографической памяти.

Интересно, что даже фотографии, которые не вызывают реальных воспоминаний, по этой же причине логически дополняются известной участникам информацией: «…судя по людям, по месту, где эта фотография была сделана, я понимаю, что это…», «мне понадобилось секунды, то есть я включила память, чтобы вспомнить, что конкретно происходило…», «видимо, вы общались это где-то в перерывах между сессиями, могу предположить…».

Фото

Это явление в психологии получило название «фотопротезирование воспоминаний». В таких случаях как раз все дополнительные сведения (информационные материалы, сувениры, репортажи и пр.) как никогда «играют на руку» организаторам событий. Именно эта дополнительная информация позволяет в итоге поддерживать память о наших мероприятиях.

Был зафиксирован еще один интересный момент. «Распаковке» воспоминания может помочь даже неожиданная реакция на фотографию события, свидетелем которого был рассказчик: «… помню, что было холодно. На самом деле было не так солнечно (смеется)… Вспоминается, что они были менее яркими, и не такими … характерными и харизматичными, как на фотографиях. У меня было ощущение, когда я смотрела, что они терялись на этом большом фоне… Вспоминается, как мы приехали в этот парк, нас угощали… мы были в юрте и нам рассказывали про башкирский лук». (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).

Фото

Воспоминание в данном случае разворачивается и укрепляется, независимо от того, что фотография ему в некотором смысле противоречит. Функция ключа к личному прошлому это фото реализует. Оно побуждает человека вспоминать то, что происходило с ним.

О чем нам говорит даже эта небольшая часть полученных данных с учетом теории?

Как минимум о трех принципиальных моментах, которые не всегда учитываются при подготовке и публикации фотоотчетов с различных мероприятий, но играют важную роль в формировании воспоминаний об этих событиях.

  • Узнавание себя в кадре дает больше шансов точнее воспроизвести ситуацию участнику события (хотя это не всегда справедливо для организаторов мероприятия).
    В данном случае активизируется естественная потребность прояснить (и себе, и окружающим) – что это за конкретная ситуация. Она воспринимается как заведомо более личная, относящаяся к личной истории. Схожий эффект могут вызывать кадры, снятые с ракурсов, близких к взгляду свидетелей событий. В этом случае срабатывает эффект узнавания, и человеку легче вспомнить то, что предваряло событие или следовало за ним.
  • Уже через несколько недель бОльшая часть кадров из общего фотоотчета не поддерживается какими-либо устойчивыми воспоминаниями участников событий.
    Реальные воспоминания могут в лучшем случае замещаться реконструкцией произошедшего по принципу «фотопротезирования». Для этого используется общая информация о мероприятии в соответствии с привычной логикой. Этот процесс может быть как осознанным, так и автоматическим.
  • Два предыдущих пункта, даже в совокупности, не имеют того же значения, что и третий, для сохранения воспоминаний. Можно назвать его ключевым. Это «вербализация» события, отраженного в фотографиях.
    Именно тексты и подписи к отдельным кадрам или их подборкам являются ключом к событиям в личном прошлом наших клиентов. Собранные таким образом воедино, эти фотовоспоминания получают возможность надолго остаться в памяти, сохраняя впечатления о пережитом, и создавая основу для продолжения совместной истории.

Фото

И что со всем этим делать организаторам, которые хотят, чтобы клиенты не забывали об их событиях?

  • Дополнять фотографии текстом при публикации фотоотчетов.

    Можно готовить тексты силами своей команды, но самый идеальный вариант – поддерживать мотивацию участников прокомментировать, объяснить, рассказать или уточнить то, что видно на снимке. Конкурс на лучшее пояснение или самое точное/смешное/красивое название фотографии - это реальный шанс закрепить впечатления клиентов о своей работе надолго. Личные воспоминания начинаются там, где появляются слова.

  • Использовать возможности собственного «фотографического мышления», активно связывая историю, положенную в основу всего мероприятия, с тем, что должно быть отражено на фото.

    Этот процесс получил название «фотошоппинг воспоминаний», и это бывает очень полезным: мы заранее предполагаем, как именно будет складываться итоговая фотоистория происходящего, и с учетом желаемого результата корректируем особенности общего оформления мероприятия, предварительную съемку необходимых деталей, обозначаем в брифе фотографу определенные ракурсы съемки. По сути, мы сначала готовим историю (или несколько) для пострелиза и только потом выбираем те моменты, которые нужно отразить на фото не только в качестве иллюстрации, но и как определенные ключи к нужным воспоминаниям. Такой подход позволяет сохранить целостность всей задуманной истории.

  • Поддерживать память о событии с помощью «фотопротезирования» воспоминаний:
    сопровождая подборки фотографий, где участники видят себя, короткими комментариями (где конкретно, в какой момент и с кем именно из спикеров/модераторов/организаторов/партнеров мероприятия они взаимодействовали). В случае отсутствия точной информации у людей будет автоматически достраиваться любая более-менее логичная версия. Но совершенно не факт, что она будет близка к реальной.

Совсем недавно Маргарита рассказывала о психологическом возрасте, обнулении будущего и достижении целей. Очень интересный получился материал. Читайте в статье Жизнь после достижений: на сколько ивент лет вы себя чувствуете?

Впрочем, можно не принимать на веру ничего из выше сказанного. Просто выберите сами несколько кадров из фотоотчета о событии, которое прошло несколько недель (а лучше - месяцев) назад. Событии, которое вам точно понравилось. И проверьте сами – насколько оно вам реально запомнилось. Какими снимками вы хотите поделиться с друзьями? Что из того, что видно в кадре, помогает рассказать о происходящем? Какими фотографиями вы проиллюстрируете своему начальнику необходимость посетить это мероприятие и в новом году?

На смену эпохе сплошной регистрации фото-впечатлений неминуемо приходит эпоха сохранения отдельных фото-воспоминаний. Человеческие возможности запоминать происходящее - не безграничны. И те, кто сумеют не упустить этот момент, научатся в огромном информационном потоке сохранять свои события в памяти клиентов – первыми!

До встречи в новых фотоисториях …
Маргарита Ушакова, психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г.Иркутск

Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото в материале: Ольга Курчавова, Национальное конгресс-бюро. Любые рекомендации, предоставленные авторами и опубликованные на портале Event LIVE являются выражением частного мнения данных специалистов. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов.


14.12.2018

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности