«Добрые» акции: как встроить благотворительность в классические мероприятия
В России насчитывается десятки тысяч благотворительных фондов. И если основной целью их деятельности является помощь нуждающимся, то самая эффективная стратегия сбора пожертвований – проведение массовых мероприятий или интеграция в них. На поверхности оказываются коллаборации благотворителей и ивенторов. «Добрые» акции всегда можно включить в классические события: фестивали, форумы, конференции.
Редакция Event LIVE обратилась к представителям НКО и организаторам мероприятий. Оказалось, что чаще всего благотворительные активности встраиваются в деловые и спортивные события, реже – в культурные и корпоративные.
По словам Евгении Полатовской, председателя гильдии поставщиков, производителей и специалистов индустрии дизайна МТПП, директора по развитию БФ «Важные люди», наиболее эффективны форматы круглых столов, форумов и выставок.
«Это упрощает и часто ускоряет решение многих вопросов, — поясняет она важность интеграции благотворительных фондов в бизнес-процессы и мероприятия. — Организаторы усиливают свою деловую репутацию и помогают НКО. Фонды же получают возможность рассказать о себе и своих «болях» аудитории, напрямую пообщаться с представителями коммерческих структур, получить дополнительную информационную поддержку и узнаваемость. И более того, такие коллаборации всегда приводят к положительным результатам и новым партнерствам. Некоммерческие организации - тоже часть бизнес-процесса. И участие в деловых программах зачастую самим фондам помогает выстроить системность изнутри, перенастроить внутренние процессы, чтобы перейти на иной уровень взаимоотношений с внешними партнерами».
Евгения Полатовская привела пример: Pola brand и благотворительный фонд «Важные люди» организовали в МТПП серию круглых столов на темы «Искусство. Благотворительность. Бизнес» и «Спорт. Благотворительность. Бизнес». По итогам фонд был включен в партнерскую программу Альфа-Банка, получил информационную поддержку от Крокус медиа и Крокус фитнес. БФ «Важные люди» пригласили принять участие в панельной дискуссии в рамках Арт Москвы. Кроме того, поступили предложения о сотрудничестве от представителей бизнес и арт-структур.
Спортсмены детям
Лилия Федорова, генеральный директор Avantage Project, поделилась своим кейсом в рамках последнего MICE Excellence Rehab. Тогда на территории спортивного комплекса «Лужники» в рамках основного события, темой которого стал корпоративный спорт, состоялась благотворительная акция от фонда «Футболка дарит жизнь». Формат заключался в экспозиции, посвященной 5-летней годовщине проведения ЧМ-2018 в России. Среди экспонатов были игровые майки сборной России Федора Смолова, Александра Самедова, Владимира Габулова и майки игроков сборной Франции — трехратных чемпионов мира — Килиана Мбаппе, Преснеля Кимпембе, Юго Льориса. Символично, что на этом самом стадионе французы одержали победу над сборной Ховатии 4:2.
«Фонд пригласил выступить своего амбассадора, олимпийскую чемпионку по теннису Екатерину Макарову. Помимо выступления состоялась благотворительная лотерея, где в качестве лотов были мячики, футболки с ее подписью», — рассказала Лилия Федорова.
Все пожертвования ушли на помощь детям, находящимся в больницах и в детских домах.
Надо заметить, что спортсмены в целом активно поддерживают благотворительное движение. Например, фонд «Созвездие добра» в рамках Кубка по гольфу традиционно проводит благотворительный аукцион «Гольф во благо». В мае 2023 года организаторы акции собрали 880 тыс. рублей. Все средства запланировано направить на строительство спортивной площадки для ребят из «Чебоксарского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Лотами стали личные вещи спортсменов: коньки Алины Загитовой, единственной в истории России фигуристки-одиночницы, завоевавшей все титулы в фигурном катании; гоночная футболка с автографами звезд «Формулы-1». Самым дорогим лотом оказалась хоккейная джерси (продана за 180 тыс. рублей), на которой расписались чемпионы Олимпийских игр 2018 года Артем Зуб, Вадим Шипачев, Александр Барабанов, Илья Каблуков и другие.
По 130 тыс. рублей ушли футболка главного комментатора страны Виктора Гусева, в которой он вел первый матч Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и бейсболка с автографами игроков сборной России по хоккею: Владислава Гаврикова, защитника «Лос-Анджелес Кингз», и олимпийца Ильи Каблукова, обладателя Кубка Гагарина. 120 тыс. рублей гости заплатили за шайбу, на которой расписался Илья Ковальчук, двукратный чемпион мира и обладатель Кубка Гагарина.
При этом в 2022 году фонд собрал еще больше — 1 млн 40 тыс. рублей. На эти деньги «Созвездие Добра» построило спортивную площадку для детей-сирот Приволжского детского дома в Казани.
Особенности интеграции
Алина Лебедева, руководитель B2B направления социальных проектов VK и сервиса VK Добро (ex Добро Mail.ru), рассказала Event LIVE, что интеграция благотворительности в мероприятия, которые изначально не ставят своей задачей сбор пожертвований, — частая история.
«Для нас как для сервиса благотворительности — это выход к новой аудитории, которая, возможно, ранее никогда не помогала фондам, не участвовала в сборе средств, а для организаторов мероприятий — это удобная точка входа для того, чтобы начать свой путь в благотворительности», — пояснила она. И отметила несколько моментов, которые важно учитывать при организации подобных акций.
- Интегрируя фандрайзинговые активности в свои мероприятия, устроителям важно понимать, что помощь, прежде всего, должна быть эффективна. Поэтому важно выбирать проверенный фонд-партнер, который сможет и предоставить отчетность, и эффективно потратить собранные средства — такое сотрудничество положительно скажется на имидже и принесет необходимый импакт.
- Помощь должна быть удобной: для того, чтобы вовлекать людей в благотворительность нужно делать это в тех местах, где им это комфортно и привычно, то есть там, куда они пришли не ради благотворительного пожертвования, а ради себя и своих интересов.
«Например, мы сотрудничаем с футбольными клубами «Динамо» и «Локомотивом». На «РЖД Арене» у нас есть целый «Сектор Добра» — это трибуна, приходя на которую люди покупают билеты, с которых автоматически уходит процент в благотворительные фонды. А на «Динамо» мы периодически проводим акции с отчислением в поддержку нуждающихся», — дополнила Алина Лебедева.
Также VC Добро в настоящее время тестирует формат работы с театральной аудиторией. В начале театрального сезона компания запустила проект #театрпомогает с МХТ имени Чехова: каждый месяц артисты театра рассказывают о том, каким фондом они сами помогают и амбассадорами каких фондов являются, зовут всех к ним присоединиться. Зритель, который, казалось бы, пришел на спектакль, отзывается и вовлекается в благотворительность.
Помимо этого, VK часто использует формат «доброго билета» — это когда посетитель события покупает билет, который на 100-200 рублей дороже обычного: эта разница перечисляется в благотворительный фонд. Такая механика очень удобна для организаторов мероприятий: они не теряют свою прибыль, но при этом дают возможность людям и сделать доброе дело, и попасть на мероприятие. Этот формат подходит и для музыкальных мероприятий, для выставок, для лекториев и вебинаров.
Форматы благотворительных акций на событиях
- Круглый стол на благотворительную тему в рамках делового ивента
- «Доброе» выступление звезд театра и кино, музыкантов во время спектаклей, концертов и других массовых мероприятий
- Аукцион вещей с автографами известных людей (спортсменов, музыкантов и др.)
- Продажа «добрых» билетов на события
- Благотворительный сбор для помощи конкретному человеку/организации на фестивалях и других ивентах
- Лотерея (например, на корпоративе)
- Распродажа (например, на ярмарке)
- Забеги и др.спортивные активности, как часть крупного делового форума/конференции
- Взнос в благотворительный фонд вместо подарка на частное торжество
Россияне и благотворительность
В конце 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования об отношении россиян к благотворительности. По результатам исследования, 88% россиян так или иначе включаются в практики взаимопомощи. Большинство (79%) помогают родным и знакомым, только половина (52%) — незнакомым.
Главный мотив совершения благотворительных пожертвований — желание помочь конкретному человеку/организации (38%). Каждый пятый хочет чувствовать, что может что-то изменить (21%), 13% - решить общественную проблему. Впрочем, есть и другие, более идеалистические мотивы, например, уверенность, что тем, кто делает хорошие дела, добро возвращается. Таких оказалось 37%.
Уровень доверия россиян к известным им благотворительным организациям и фондам относительно высокий — в той или иной степени им доверяют 30%. И эта доля выше среди молодых 18-34 лет (40-37%) и тех, у кого хорошее материальное положение.
По опросу ВЦИОМ, представленному в 2018 году, за последние десять лет число благотворителей в России выросло в восемь раз. 69% респондентов когда-либо делали пожертвования — в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга. По данным НИУ ВШЭ, в целом в России около 62,5 миллиона человек старше 18 лет имеют опыт пожертвования денег на благотворительность, а еще 32 миллиона когда-либо были волонтерами, то есть работали без вознаграждения.
Исследование фонда «Подари жизнь» составило портрет российского благотворителя. Наибольшая доля жертвователей приходится на поколение 30−40-летних. 80% благотворителей имеют высшее образование и столько же — постоянную работу. Общие семейные доходы 75% благотворителей позволяют не испытывать трудностей в том, чтобы одеть и прокормить свою семью, и дают возможность делать пожертвования без существенного урезания бюджета.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив Avantage Project, фонда «Футболка дарит жизнь», фонда «Созвездие добра» и VK Добро. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Чтобы не пропустить новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – ПОДПИШИТЕСЬ на нашу еженедельную почтовую рассылку!
08.06.2023