Олеся Мирошникова: профессия - режиссер event show. Откуда берутся кадры?
Олеся Мирошникова, исполнительный директор проекта ShowMaker, художественный руководитель сценарного подразделения Event Show Corporation рассуждает о проблеме подготовки кадров для режиссуры event show.
Спрос на качественные ивенты растет с каждым днем. "Лицо" каждого ивента- художественная составляющая. При этом не всегда достаточно опыта театрального или циркового режиссера - нужен специальный современный подход и, соответственно, специалисты.
Режиссеры event show чаще всего работают как фрилансеры, не стремясь быть привязанными к какому- либо одному агентству. А чаще всего и вовсе создают свои отдельные компании, занимающиеся исключительно шоу контентом и обеспечением деятельности самого режиссера. Ивент компании же чаще всего мечтают иметь в своем штате режиссера (а лучше еще и с функцией сценариста и копирайтера, постановщика, выпускающего режиссера и редактора и с массой обеспечения других сопутствующих созданию шоу процесса опций). " Режиссер мечты" для ивент компании одинаково хорошо владеет навыком создания как спортивно-массового шоу, так и тончайшего арт проекта и прекрасно создает мероприятия на любой, даже отрицательный, бюджет.
И вот тут начинается поиск - откуда же брать уже подкованные профессионально, но еще не зрелые финансово кадры? В любой профессии выпускники вузов некоторое время стажируются или иными способами внедряются в реальный рабочий процесс . В случае же профессии "режиссер event show" дистанция между полученным багажом навыков в вузе и требуемыми знаниями для реализации в ивент сфере колоссальна. На данный момент в России не преподается профессия "режиссер event show". Режиссура театра, кино и ТВ- тоже не профильное образование, хотя талантливые кадры могут придти и оттуда.
Основные источники специалистов - кафедры зрелищных мероприятий, которых на данный момент в России насчитывается 17. В среднем, каждая такая кафедра выпускает 15-20 специалистов в год, а это более 300 (!) профессионально подготовленных к созданию шоу человек. У каждой подобной кафедры есть свои сильные стороны - кафедра зрелищных мероприятий МГУКИ славна приверженностью традициям драматического театра применительно к театру масс. Институт современного искусства с идейным вдохновителем Е.В. Вандалковским - способностью к креативу и воплощению достойнейших календарных и городских мероприятий. Кафедра спортивной режиссуры им. Губанова (РГУФК), созданная творческой группой, сложившейся во времена постановок Олимпиады 80, Фестиваля Молодежи - созданием художественного контента по всему миру для массовых спортивных мероприятий: Б.Н. Петров, В.А.Губанов, их соратники и продолжатели традиций - Г. Б. Рабиль, А. Л.Дружков. И это только три московских интститута.
Так что же происходит дальше? Куда деваются выпускники? И почему на место исполнителя режиссерских функций, агентства все чаще предпочитают ставить менеджеров, а не профессионально подготовленных выпускников?
На мой взгляд основная проблема - отсутствие погружения студента еще в процессе учебы в реальный рынок ивента.
Как выпускница кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных праздников Университета физической культуры, спорта и туризма, могу сказать следующее: моменту выпуска из вуза я знала более 100 способов зажжения церемониального огня, я досконально изучила и разобрала все Открытия и Закрытия Олимпийских игр, все (!) существующие шоу цирка Du Soleil, включая технологии репетиций и создания специальных эффектов, я могла спокойно рассчитать шоу на несколько тысяч человек любого уровня подготовки - от ПТУ до Мастеров Спорта; я владела терминологией для каждой специфической группы участников - от военных, до волонтеров и детей, я могла написать партитуры для художественного фона, объяснить крой костюма - трансформера и конструкцию для функционирования необходимым образом человеческого ресурса. Я умела составлять сметы, технические задания, у меня был огромный практический опыт по постановкам на любых категориях людей в различных условиях и на разных площадках, НО я вообще не ориентировалась в ассортименте артистов и технических групп на ивент рынке-раз, тем более, не могла их подразделять на уровневые классы. То есть найти оптимальный для воплощения замысла состав на заданную цифру было практически невозможным. В добавок я совершенно не разбиралась в модных тенденциях, в типовых запросах заказчика и самых популярных ходах в создании шоу.
Общая проблема всех обучающих вузов - специалисты, владеющие обширной технологией создания шоу не владеют коммерческой базой знаний и особенностями спроса. Ивент менеджер же в свою очередь прекрасно ориентируется в рынке и способен адекватно подобрать состав и персонал для создания шоу и, с опытом, - составить достойную концертную программу.
Но создать грамотное, без массы накладок художественное мероприятие не самодеятельного уровня - для этого все-таки нужна школа... А ее нет.
Мы - команда Show Makers - считаем, что ситуацию надо менять. Поэтому мы решили попробовать, и запустили своего рода мостик-курсы повышения квалификации для специалистов ивент индустрии ShowMakers - как первый шаг навстречу школам технологий, заложенным еще в СССР, но нашедшим реализацию в безграничных пространствах создания ивент шоу. Мы будем рады любым комментариям коллег, встречным идеям и предложениям. Давайте делать event show еще лучше вместе, друзья!
Олеся Мирошникова,
исполнительный директор проекта ShowMaker, художественный руководитель сценарного подразделения EventShow Corporation
15.06.2016