Концепции мероприятий: психологическая теория сезонности
Рынок мероприятий активно развивается. И сейчас (наконец-то!) на авансцену все чаще выходит вопрос клиента: «А как корпоративное мероприятие сделать полезным для моего бизнеса?». Вопрос хороший, потому что я считаю, что, если клиент вкладывает деньги, то эти деньги действительно должны работать на него. Для себя я пока нашла один оптимальный инструмент создания максимально подходящего мероприятия. А именно – теория сезонности. Делюсь.
Если рассматривать компанию как живой организм (каким по сути она и является), то она проходит все основные этапы развития: зарождение, активное развитие, пожинание плодов, стагнация. То есть по сути это сезоны: весна-лето-осень-зима.
Каждый сезон несет в себе определенные ценности и задачи, обозначить и решить которые помогает тот или иной сезонный ритуал. Четыре сезона – весна (зарождение, развитие), лето (активный рост), осень (сбор урожая, подготовка к зиме), зима (покой, накопление сил на новый жизненный виток) – актуальны для всего живого. Следовательно, можно предположить, что любой бизнес, любая компания – это живая структура, которая проходит эти четыре стадии развития, присущие всему живому. Значит, учитывая стадию развития компании клиента, мы можем подобрать идеальную модель корпоративного мероприятия, решающего текущие задачи команды этой конкретной компании.
Первым разработчиком данной теории стал американский ученый-психиатр Джон Мошер (John R. Mosher), который изучал специфику различных древних ритуалов, связанных с сезонами. В России ее активно разрабатывают юнгиниански ориентированные терапевты и заслуженные коучи, например, специалисты Федерации Европейских психодраматических тренинговых организаций, Федерации психодраматических тренинговых институтов России.
Итак, рассмотрим более подробно теорию сезонности относительно стадий развития бизнеса. Помним, что каждой стадии развития бизнеса соответствуют свои идеальные мероприятия. Главным помощником для организатора мероприятия может стать HR –директор -человек, который знает на какой стадии развития сейчас находится компания, а значит вы сможете спрогнозировать какое корпоративное мероприятие будет оптимальным.
ВЕСНА
Весна – время создания компании. В этот период энтузиазм заразителен, и даже грядущие сложности не пугают, а сплачивают коллектив. Перспективы прекрасного будущего, свежий интерес к делу создают весеннее настроение эйфории и любви. Минусы этого периода – слабая организованность (мудрость еще на сформировалась для этого коллектива на данном этапе развития), созависимость, сомнение в своих силах (они еще толком не проверены на практике!).
Первоочередная задача на этапе создания бизнеса – создать из людей команду, не растеряв эмоциональный подъем, необходимый для старта.
На стадии «весны» прекрасно проходят веселые капустники, мероприятия «своими руками» отлично справятся с этой задачей. Энтузиазм «весеннего» периода отлично подойдет для подготовки собственных номеров, а общая работа над развлекательным мероприятием поможет сотрудникам наладить личные отношения и, в конечном счете – создать команду.
ЛЕТО
Лето – период активного развития компании. Команда уже сработалась, процессы отлажены. Однако если «весной» энтузиазм бил через край, «летом» эмоции начинают убывать. Начинаются интриги, подковерная борьба, силы команды уже не на сто процентов сосредоточены на общем деле. Свои интересы становятся более важными.
Задача этого периода – сохранить работоспособную команду, поддерживать необходимый для эффективной работы градус энтузиазма.
«Летом» нужно удержать градус нужного для работы энтузиазма, а также минимизировать негативные эмоции от офисных интриг. Идеальным решением для этого периода станут различные командные соревнования и творческие фестивали. Соревнования помогут каждому «переключиться» с игры «каждый сам за себя» и почувствовать себя частью единой команды, а творческие фестивали вдохновят на дальнейшую работу и здоровую конкуренцию.
ОСЕНЬ
Осень – время получать результаты двух предыдущих этапов развития. Это период плодотворной конкуренции (корпоративных войн за нишу для своего продукта) и начала сбора плодов трудов своих. Компания в этот период активно и продуманно действует, ставит перед собой реальные цели и понимает, какими путями их достигать.Осень – это период положительной оценки действий каждого и вручения заслуженных наград за труды.
Сложности этого этапа развития - скрытая и открытая агрессия. Легкий период роста («лето») пройден, теперь за результаты нужно сражаться. Если на предыдущей стадии компания могла показывать десятки процентов роста показателей в год, то «осенью» жесткая борьба идет за каждый процент роста. Напряженная работа становится источником стресса. Команда нуждается в релаксе и стимуляции для продолжения борьбы за прибыль.
«Осенние» мероприятия должны снимать накопившийся стресс и агрессию. В это время логично раздавать награды и «эмоциональные поглаживания». Общий посыл «осенних» мероприятий – «мы все молодцы». Самое простая визуализация – это премии, озвучивание результатов, но главное – постановка новых целей и стимулирование к их достижению. Важно отметить, что награждать на этом этапе можно только если действительно достигнуты какие-то видимые результаты. Если глобальных достижений пока нет, то на мероприятии нужно акцентировать внимание на том, что было сделано ранее и обозначить ближайшие и более далеко идущие цели.
ЗИМА
Зима - стадия стагнации. Самая стабильная стадия, здесь важно удерживать определенную планку. В компании проявляется целостность, мудрость. Ценится статус, уровень, эстетика. Минус этого периода в появляющейся негибкости системы. Задача «зимнего» периода – накопить силы перед новой «весной».
«Зима» - это мероприятия для отдыха, подчеркивающие статус компании. Людям комфортно посмотреть хорошее шоу, без активного вовлечения в действие. «Звездные» артисты, красочные постановки, использования стилистики узнаваемых шоу – все это будет гармонично для «зимы».
Задумались? Прекрасно. Давайте делать осмысленные мероприятия!
Юлия Козеева, режиссер мероприятий в kozeeva.ru
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке и цитировании ссылка на страницу с публикацией обязательна. Иллюстрации: кадры из к\ф «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» , 2003, Ким Ки Дук (Южная Корея)
07.03.2017