Как вести соцсети и работать с блогерами в 2025 году: разъяснения юриста

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Photo Photo

С 01 ноября 2024 г. Роскомнадзор (РКН) будет вести реестр персональных страниц пользователей в соцсетях с аудиторией более 10 000 подписчиков. Новые правила касаются в том числе ивент-сообществ, ведущих популярные страницы в соцсетях, а также агентств, привлекающих блогеров в целях продвижения мероприятия. О юридических нюансах нововведений рассказывает Татьяна Петровская, партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ», входит в ТОП-5 авторов Event LIVE.

Speaker

Татьяна Петровская,
партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ»

Обязанность предоставления данных в РКН появилась после внесения изменений в ряд федеральных законов: «О связи», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (Федеральный закон от 08.08.2024 N 250-ФЗ). Все они, по существу, регламентируют деятельность блогеров.

В чем суть изменений?

Законодательно введена обязанность блогеров с более чем 10 000 подписчиков в социальных сетях передавать сведения о себе в Роскомнадзор для включения в Реестр блогеров. Нарушители не смогут размещать рекламу на своих персональных страницах, собирать пожертвования, запрещено делать репосты их публикаций.

Кто такой «блогер»?

На текущий момент законодательно утвержденный термин «блогер» отсутствует. Ранее ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ под термином «блогер» определяла владельца сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». С 30.07.2017 указанная норма закона утратила силу (п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 29.07.2017 N 276-ФЗ).

Сейчас в правоприменительной практике под блогером имеется ввиду лицо (работающее как от своего имени, так и от имени сообщества (группы (чата), бренда и т.п.), которое размещает на сайте или странице сайта в сети Интернет (через платформы социальных сетей, видеохостингов, блогов и других онлайн-каналов) регулярно обновляемый контент различного содержания (цифровой контент): мультимедиа, тексты и изображения, с целью привлечения внимания аудитории. Комментарий в сообществе (группе (чате), сделанный пользователем, также является контентом.

По существу, блогер — это распространитель информации. Соответственно, к любому пользователю, имеющему страницу в соцсети, систематически (понятие оценочное) размещающему на ней любую информацию, можно применить термин «блогер». Законодатель «уходит» от конкретной терминологии «блогер», «блогерство», говоря в законах о пользователе, создавшем персональную страницу социальной сети с аудиторией персональной страницы более десяти тысяч пользователей.

Юридическое лицо — блогер?

Распространяется ли законодательство о блогерстве на юридических лиц, на владельцев бизнес-страниц, брендовых страниц в соцсетях?

Да, распространяется, по нашему мнению. Это подтверждается проектом предложения Роскомнадзора о включении в реестр блогеров следующей информации:

  • наименование персональной страницы и ее адрес в интернете (эти сведения будут открытыми);
  • данные о пользователе соцсети: для физлиц — граждан России это фамилия, имя и отчество, для иностранцев — также ФИО и страна проживания; для юрлиц — название организации, организационно-правовая форма, регистрационный номер, для ИП — фамилия, имя и отчество, а также регистрационный номер, для иностранных компаний — название, страна регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации;
  • телефонные номера и адреса электронных почт владельца страницы и администратора страницы в соцсети, которые использовались при создании страницы и используются при ее ведении;
  • IP-адрес компьютера, с которого пользователь соцсети, а также администратор зарегистрировались в соцсети. Кроме того, необходимы будут IP-адреса компьютеров, с которых была создана страница и осуществляется ее ведение.

Кого касаются законодательные изменения в регулировании блогерства?

Во-первых, пользователей соцсетей, которые создали страницу в соцсети, имеющую аудиторию свыше десяти тысяч пользователей. Это относится к сообществам, каналам, пабликам, другим форматам предоставления информации в сети Интернет неограниченному кругу лиц.

Требования коснутся блогов, каналов, групп (чатов) сообществ площадок, включенных в Реестр соцсетей, который ведет Роскомнадзор. На текущий момент в Реестр социальных сетей Роскомнадзором включены следующие площадки: Telegram, «Вконтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, Х (бывший Twitter), TikTok, Pinterest, Twitch, Discord, Likee, LiveJournal, «Пикабу», «Дзен» и Yappy.

Во-вторых, требования касаются в итоге всех пользователей, работающих с блогерами. Например, в случае привлечения рекламным агентством или ивент-агентством для реализации проекта блогера с аудиторией более 10 000 человек, страница которого не включена в Реестр РКН, возникает риск блокировки Роскомнадзором персональной страницы такого блогера, что повлечет как прямые убытки, так и упущенную выгоду для ивент-агентства, рекламного агентства.

При блокировке страницы блогера конечный заказчик вправе предъявить претензии о неоказании услуг с требованием возврата авансовых платежей, возмещения убытков, выплаты неустойки.

Также возможна блокировка страницы ивент-сообщества (группы (чаты), иного профильного сообщества в соцсети с количеством подписчиков свыше 10 000 пользователей.

Реестр блогеров

С 01 ноября 2024 г. Роскомнадзор будет вести реестр персональных страниц пользователей в соцсетях с аудиторией более 10 000 подписчиков. В реестр включаются пользователи, предоставившие информацию в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (сам порядок пока находится в разработке). При этом пользователь не должен распространять информацию, с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в России запрещено. Определять соответствует или нет контент блогера законодательству РФ будет Роскомнадзор, в соответствии, например с единым реестром запрещенной информации.

Включенный в Реестр блогер получит маркировку, которая обязательно должна быть размещена на его странице в соцсети. Страница с количеством пользователей более 10 000, не включенная в реестр блогеров, подлежит блокировке Роскомнадзором.

Последствия нарушения законодательства о блогерстве

Обладатели персональных страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков, не включившиеся в реестр, не вправе:

  • размещать рекламу на своей персональной странице;
  • размещать информацию, содержащую предложения о финансировании данного пользователя, а также сведения о возможных способах осуществления этого финансирования, фактически это запрет на донаты (ст. 10.6 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», с 01.01.2025 г.).

Страница может быть заблокирована Роскомнадзором (с 01.01.2025 г.).

Пользователи не могут делать репосты информации с незарегистрированной страницы (ст. 10.6 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», с 01.01.2025). То есть любой пользователь сети Интернет не вправе распространять информацию не включённой в реестр персональной страницы с аудиторией более 10 000 подписчиков.

Оказание услуг, в частности, по организации мероприятий (маркетинговых, корпоративных, деловых (конференций) и т.п.) должно осуществляться в соответствии с законодательством. При использовании в реализации проекта информации с незарегистрированной персональной страницы с аудиторией 10 000 подписчиков возникают как репутационные, так и финансовые риски не только для организатора мероприятия, но и для его заказчика.

Значительные обязанности возлагаются новым законодательством на соцсети, которые обязаны будут маркировать пользователей, включенных в реестр, предоставлять по запросу Роскомнадзора или ФСБ сведения о пользователе социальной сети; а также в течение суток с момента получения требования Роскомнадзора ограничить доступ к персональной странице нарушителя до выполнения требований по регистрации (с 01.01.2025 г.).

Рекомендуется с 01.01.2025 г. осуществлять:

  1. Контроль числа подписчиков собственной страницы.
  2. Проверку соблюдения блогером, задействованным в реализации проекта, законодательства: включение в реестр Роскомнадзора при наличии числа пользователей более 10 000.
  3. Репосты информации страниц с числом пользователей 10 000 исключительно при наличии маркировки, подтверждающей включение в реестр Роскомнадзора.
  4. Внесение в договоры с контрагентами условий, обеспечивающих соблюдения законодательства о блогерстве в целях минимизации финансовых и репутационных рисков при реализации проектов.

К сожалению, законодатель периодически в своей деятельности оставляет за скобками некоторые термины, определения и пути исполнения требований. Рассматриваемый закон не является исключением. Все пробелы будут устраняться подзаконными актами, разъяснениями Роскомнадзора, судебной практикой и формированием опыта.

Редакция Event LIVE обратилась к популярным ивент-каналам за комментарием о том, как изменится их работа в связи с нововведениями в законодательстве. Оказалось, что большинство в вопросе детально не разбиралось. Например, представитель канала «Хичкок представляет» с чуть более 9500 подписчиков лишь ответил, что «до 10 000 ничего делать не нужно». А представитель EVENT MBA | media (почти 14,5 тысяч подписчиков) рассказал: «Инициативу поддерживаем, все должно быть четко. Надеемся, что не будет бюрократических проблем и препятствий». На вопрос, как именно будете действовать в новых условиях, признался, что так подробно вопрос еще не проработали.


26.09.2024

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности