Благотворительные мероприятия: юридические нюансы организации

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Формат события с элементами благотворительности все чаще используется организаторами. Это актуально как для классических конференций и форумов, так и для событий, являющихся результатом коллабораций благотворительных организаций и участников ивент индустрии. В ситуации повышенного внимания регулятора к деятельности некоммерческих организаций, а также с учетом возросшей популярности фандрайзинга, организатору важно знать и соблюдать юридические аспекты проведения таких мероприятий. Экспертизой делится партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ» Татьяна Петровская, эксперт Event LIVE, входит в ТОП-5 авторов Event LIVE.

Speaker

Татьяна Петровская,
партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ»

Законодательно термин «благотворительное мероприятие» не определен. По существу под этим термином понимаются события (акции, отдельные дела), направленные на оказание материальной, духовной или интеллектуальной помощи нуждающимся или на решение какой-либо социальной задачи. Благотворительными могут быть культурные мероприятия (концерты, творческие встречи), аукционы, ярмарки, акции и др.

Регулирование

Деятельность по организации благотворительных мероприятий регламентируется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», подзаконными актами.

Аукцион

Благотворительный аукцион является эффективным способом сбора средств на благотворительные цели. Его проведение регламентируется ст. ст. 447-449 ГК РФ, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ст.17 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Некоммерческой организации (далее – «НКО») необходимо разработать программу/ положение о порядке, сроках и условиях проведения благотворительного аукциона, в котором рекомендуется определить: дату, время, место проведения аукциона; конкретные благотворительные цели аукциона; порядок, место, срок, время начала и окончания предоставления заявок на участие в аукционе; порядок определения участников благотворительного аукциона; порядок проведения аукциона. Благотворительная программа также должна включать смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливать сроки ее реализации. Благотворительная программа подлежит утверждению высшим органом управления НКО.

На основании ст.17 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» «на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности».

По результатам проведенного аукциона заключается договор купли-продажи предмета аукциона с победителем аукциона.

Часто применяется схема, согласно которой аукцион проводит не НКО, а третье лицо, например, ивент-агентство. В таком случае по результатам аукциона ивент-агентство из чистой прибыли по Договору пожертвования передает вырученные в результате аукциона денежные средства в адрес НКО в качестве пожертвования.

Сбор денежных средств

Интегрируя фандрайзинговые активности в мероприятии, организаторы сталкиваются с различными формами сбора пожертвований.

Сбор средств возможно осуществлять непосредственно на событии, например, путем размещения ящиков для сбора пожертвований (для оффлайн-мероприятий), а также используя онлайн-кассу для сбора пожертвований, спецсчетов привлеченных провайдеров.

Под термином «пожертвования» понимаются денежные средства и иное имущество в натуральной форме (Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью»).

Сбор пожертвований с использованием ящиков, установленных в месте проведения мероприятия, вправе проводить только некоммерческие организации, осуществляющие благотворительную деятельность в соответствии с их учредительными документами:

  • благотворительные организации (НКО: благотворительный фонд, благотворительная общественная организация);
  • НКО без статуса «благотворительной», в Уставе которой зафиксировано право на осуществление благотворительной деятельности.

Относительно правомерности получения пожертвований в виде платы за вход на мероприятие следует учесть, что получение такой платы является коммерческой деятельностью, даже если позиционируется как пожертвование, вне зависимости от того, кто является организатором мероприятия: коммерческая организация или НКО. Полученная плата за вход – это налогооблагаемый доход.

Требования к ящику для сбора благотворительных пожертвований определены в ст.16.1. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а также в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2020 N 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью».

Нарушение правил сбора пожертвований с использованием ящиков является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст.7.27 КоАП РФ, ст.14.66 КоАП РФ.

Благотворительные отчисления по результатам ивента

Если, согласно договоренностям организатора мероприятия и благотворительной организации, часть денежных средств, полученных в результате проведенного мероприятия (аукциона, розыгрыша, акции, концерта, фестиваля), например, процент от реализованных на мероприятии билетов, сувениров, услуг, перечисляется в качестве пожертвования в НКО, рекомендуется до начала проведения мероприятия заключить Договор пожертвования, содержащий порядок проведения мероприятия и благотворительной акции в рамках мероприятия, порядок расчета добровольных денежных пожертвований по результатам коммерческой деятельности на мероприятии. Организатор мероприятия, получивший доход от коммерческой деятельности, самостоятельно осуществляет налогообложение. Пожертвование осуществляется коммерческими организациями за счет чистой прибыли. После подведения итогов коммерческой деятельности по результатам мероприятия стороны Договора заключают Приложение или Дополнительное соглашение к Договору пожертвования, в котором определяется конкретный размер пожертвования.

Волонтерство на благотворительном событии

Отдельное внимание при проведении благотворительных мероприятий следует обратить на правоотношения с привлеченными волонтерами. Волонтерство возможно исключительно в благотворительных целях, определенных в законе.

Исключительные права на творческие работы

В случае, когда творческие работы подопечных благотворительных организаций передаются, в частности, жертвователям, участникам благотворительных мероприятий, например, в качестве сувенира, картины, рисунка, изделия НКО и организатору мероприятия необходимо первоначально (до передачи/ отчуждения) получить права на использование такой творческой работы как результата интеллектуальной деятельности подопечного, заключив Договор с правообладателем (с автором, его законным представителем или с его согласия, с согласия органа опеки и попечительства - для несовершеннолетних авторов).

Музыка на благотворительном ивенте

Часто возникает вопрос о правомерности оплаты авторского вознаграждения за использование музыки при проведении благотворительного мероприятия: «Мы делаем доброе дело, тратим финансы на благотворительность, почему мы должны платить за «музыку»?». В соответствии с законодательством Российской Федерации использовать музыкальные произведения без согласия автора или иного правообладателя запрещено, за исключением случаев допустимого свободного использования музыкального произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, строго определенных в ст.1274 ГК РФ.

Согласно пп..6. п.1 ст.1274 ГК РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:… 6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях». Во всех остальных случаях проведения благотворительных мероприятий использование музыкальных произведений должно осуществляться с выплатой лицензионного вознаграждения.

В РФ действуют организации по управлению правами на коллективной основе - РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО (РАО) и ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС), которые заключают с пользователями музыкальных произведений, фонограмм лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных им в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирают с пользователей вознаграждение за использование этих объектов.

Ставки лицензионных вознаграждений определены РАО и ВОИС. Ставки за использование музыкальных произведений, фонограмм на благотворительных мероприятиях отдельно не выделены, подлежат применению общие ставки разделов тарифов «Организаторам концертов», «Организаторам массовых мероприятий», «Организаторам специальных мероприятий» и т.п., при этом, в том числе определены ставки лицензионного вознаграждения за использование музыкальных произведений, фонограмм на мероприятиях с бесплатным входом.

Налоговые последствия передачи пожертвований для юридических лиц

Юридические лица, применяющие общую систему налогообложения, вправе воспользоваться правом на уменьшение налогооблагаемой базы на сумму сделанных пожертвований в пользу благотворительных организаций в пределах 1% выручки от реализации.

Налог на прибыль уменьшается путем включения в состав внереализационных расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного следующим некоммерческим организациям в качестве благотворительного пожертвования (пп. 19.5, 19.6 п. 1 ст. 265, п. 34 ст. 270 НК РФ):

  • медицинскому НКО, государственному или муниципальному учреждению, если переданное имущество предназначено для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
  • НКО, включенным в реестр социально – ориентированных некоммерческих организаций (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итак, как говорил выдающийся философ Свами Вивекананда: «Благотворительность - это прекрасно, но в тот момент, когда вы говорите, что это все, вы рискуете столкнуться с материализмом».

Новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – в нашей еженедельной почтовой рассылке


05.09.2023

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности