Рождение Фестиваля: история "Велофеста" на Кавказе

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Создатель велофестиваля в Пятигорске о том, как как реализовать идею, запустить стартап и получить господдержку.

На Северном Кавказе туристов «ловят» на горы и минеральные воды. Для экстремалов и любителей активного отдыха — горнолыжные трассы в Архызе, Приэльбрусье, Домбае. Для желающих поправить здоровье — санатории на Кавминводах. В мире сейчас тренд на событийный туризм, и фестивали на Кавказе тоже есть: праздник Айрана в Карачаево-Черкесии, осетинский «Октоберфест», фестиваль воздухоплавания на Кавминводах, этнические праздники в Дагестане. Но они мало раскручены, и их часто посещают только местные жители и гости из ближайших городов.

Три года назад в пустую нишу молодежных событий на Кавминводах пришел велофестиваль. Все началось с городского вечернего велозаезда, но с каждым годом событие росло в масштабах, а в июле этого года пятигорский «Велофест-2016» ждет три тысячи туристов из всех российских регионов. История Юли Говоровой и ее фестиваля вполне может стать пособием для стартаперов. Юля охотно делится секретами запуска и продвижения своего проекта и не стыдится промахов — были и они.

Скучная работа не всегда бесполезна

Вот ведь как бывает. Тебя приглашают в столицу (в этом случае — в Северную), ты едешь, все развивается стремительно, вертишься там среди политиков, журналистов, пиарщиков. А интересная жизнь начинается тогда, когда возвращаешься в родной Пятигорск.

— В 2012 году знакомые позвали работать в PR-агентство в Петербург. Точнее, фирма находилась в небольшом городе под Питером. Выпускали газету, сопровождали предвыборные кампании. Я писала тексты, организовывала деловые встречи, общалась с политиками… Полгода проработала, почувствовала — не мое, — рассказывает Юля. Скучала, говорит, по красивым видам Кавказа, вкусной еде, друзьям. Поняла, что вдохновение черпает из природы: росла в ставропольской глубинке, в доме у озера, училась в Пятигорске — привыкла там идти по городу и видеть горы. Но все же именно Петербург навел на мысль: здесь так много молодежных событий, почему в Пятигорске этого нет? — Тут почти нет массовых молодежных фестивалей, потому что молодые талантливые люди уезжают в Москву и Петербург — увозят свои творческие идеи. На КМВ и Кавказе нет ивент-индустрии, а значит, работодателей, которые возьмут на зарплату и будут растить из тебя крутого профи. Хочешь что-то сделать — делай сам, ищи команду и деньги, готовься работать сначала в ноль, в убыток.

Как все начинается: энтузиасты, спонсоры, чиновники

Юля вернулась в Пятигорск, работала там пиарщиком-фрилансером — а еще купила хороший велосипед и познакомилась с местными велолюбителями. И однажды предложила: «Давайте сделаем массовый велозаезд, проведем конкурсы — в общем, будет интересно!» Юлю поддержали, и было решено сделать «Велоночь-КМВ 2013». «Велоночи» проходили во многих городах, пришел черед Пятигорска.

Обратилась к бизнесменам, с которыми сотрудничала как пиарщик, те согласились стать спонсорами: одни выделили деньги в обмен на размещение своих брендов на площадках, другие дали подарки для конкурсов. Второй этап — переговоры с местными властями. — Я пришла в полпредство и сказала: «Здравствуйте, я Юлия Говорова, у меня есть идея — провести «Велоночь». Уже не помню, с кем я общалась, но мой рассказ не вызвал интереса. Меня отправили в отдел по молодежной политике в Пятигорске. Там помогли в организации: временно закрыли автодвижение на маршруте, выделили полицейскую охрану, скорую помощь — это стандартный набор. И вот первый велофестиваль! Была костюмированная велоночь, конкурсы, вспоминает Юля, а в конце объявили короля и королеву.

Съехались несколько десятков велосипедистов с Кавминвод, многие из них помогли организовать заезд. Заработать на мероприятии, правда, не удалось, Юля докладывала свои деньги. Зато участники просили организовать новые велозаезды, обещали привести друзей, среди них же удалось и найти людей в команду организаторов будущих фестивалей. — Я увидела, как много у людей нереализованных творческих замыслов! Как наши участники наряжались, «тюнинговали» свои велосипеды. Один участник собрал красивую велокарету. Для них это было важно! Я пообещала продолжать.

Формула успеха: идея — стартап — грант

И — завертелось. В следующем году число участников «Веломаскарада» перевалило за сотню, а по финансам команда вышла в ноль. Тем же летом удалось получить грант в 100 тысяч рублей на молодежном форуме «Машук» для организации следующего велособытия — и оно тоже прошло успешно. К тому времени у Юли сложилась команда из десяти человек — это профессиональные дизайнеры, пиарщики, айтишники. Юля зарегистрировала общественную организацию «Велосообщество КМВ Ставропольского края», отправилась на следующий «Машук» уже как юридическое лицо и там взяла грант в 2,5 миллиона рублей. У «Велофеста-2016» бюджет уже такой. — Чтобы выиграть грант, мало идеи и даже кропотливо расписанного бизнес-плана. Нужны реальные дела, своя команда и другие источники финансирования, — объясняет Юлия. — Все это у меня уже было: команда, спонсорские деньги и реализованные события. «Машук», кстати, помог не только деньгами, но и консалтингом — помогали кураторы форума. Юля рассказывает, как она поскромничала, когда расписывала бюджет, заявила минимальные траты: «Это частый промах у людей, начинающих свои проекты с нуля». В итоге вместе с кураторами составили план с реальными цифрами.

Велодом как новое развитие проекта

— После этого гранта меня стали приглашать как тренера в бизнес-инкубаторы: я рассказываю молодым ребятам, как запустить свое дело и получить господдержку.

Мы беседуем в велодоме, открытом в начале года в центре Пятигорска. Велодом объединяет хостел, коворкинг и офис для организаторов велофестиваля. Летом здесь будет работать прокат велосипедов для участников фестиваля. Чтобы понять атмосферу этого стартапа, достаточно пройтись по комнатам: многое создано своими силами или по бартеру. Диваны, столы и лавочки для коворкинга ребята сколотили сами, некоторые декоративные мелочи — подарили коллеги и знакомые, стены в одной из рабочих зон расписали друзья-дизайнеры, они будут проводить тут свои мастер-классы. Помещение выделил местный институт — оно пустовало несколько лет. Коворкинг и велоштаб относятся к проекту Юли, а хостел открыла знакомая предпринимательница: спрос ожидается высокий, постояльцы уже есть, а на носу еще и «Велофест-2016».

— Примерно тысяча человек — туристы из дальних городов, Хабаровска, Казани, Новосибирска, Тбилиси, Астаны, — перечисляет Юля. — Для них мы сделаем велокемпинг на горе Машук, по желанию можно будет остановиться в хостеле. Остальные две тысячи гостей прибудут из КМВ и близлежащих городов. Коворкинг, кстати, в Пятигорске. Так что Юля несет в свой город не только «велосипедные» новшества. Она и члены ее команды проводят в коворкинге мастер-классы по маркетингу, дизайну, фотоискусству. Приходят и гости-эксперты — например, руководитель местного объединения частных пилотов рассказывает про малую авиацию.

Продвижение фестиваля по всем направлениям

По словам Юли, привлекать участников событий лучше через социальные сети и лидеров мнений, а партнеров и спонсоров нужно искать на профессиональных мероприятиях. — Стратегия продвижения велофестиваля построена на нескольких «китах»: через промежуточные события, личное общение с лидерами велоклубов, социальные сети, информационных партнеров и рекламу на популярных площадках. Говорит, недавно получила официальный ответ от исполнительной дирекции Русского географического общества: они готовы помочь в продвижении «Велофеста-2016». — Я постоянно участвую в конкурсах. В прошлом году как организатор велофестивалей стала одним из победителей национальной премии Russian Event Awards, проходившей в Казани. Там познакомилась с местным велосообществом. Ребята мне дали несколько советов и оказывают инфоподдержку нашему фестивалю. Еще в начале этого года я прошла в шорт-лист PR-премии «Серебряный лучник — Юг», там завела полезные знакомства. Нужно быть активным, советует Юля. Пришел на мероприятие — знакомься, общайся, рассказывай о себе и своем проекте.

Местные особенности: без хипстеров, но с королями

О неудачах говорит со смехом — вспоминает, как выбрали площадку для новогодней акции. Это случилось на рождественской продовольственной ярмарке в Пятигорске, где велоактивисты решили развернуть торговлю и сбор средств на открытие офиса для штаба фестиваля.

— О, это история, как мы провалились с нашими «ВелоЁлками»… Изготовили и принесли разные товары с велосимволикой, развернули плакаты «Нам кризис нипочем, мы откроем Велодом». А пришли пожилые люди, которые в основном ничего не покупали — просто смотрели на прилавки с колбасой и овощами. Мы с нашими велопряниками и велокружками — не вызывали интереса. Но все равно приставали к бабушкам — проводили анкетирование, спрашивали: «Есть ли велосипеды у детей, внуков?». В общем, держали лицо, — смеется Юля. — У нас до сих пор эти пряники остались!

Можно сказать, что собственный узнаваемый бренд Юля уже создала: на Кавминводах про велофестиваль слышал каждый, заметило и профессиональное сообщество — несколько месяцев назад поступило заманчивое предложение из Москвы, позвали работать в пресс-центр крупной медиакомпании. Подумала и отказалась. Место хорошее, но свое дело лучше. — В Москву и Санкт-Петербург я приезжаю учиться: мастер-классы, школы PR-специалистов, но воплощать все знания и идеи хочу здесь. Воплощать, конечно, приходится с учетом особенностей местного менталитета. — На Кавказе любят все яркое, при этом местные жители консервативны. Здесь не пройдет твидовый или хипстерский велопарад. А веломаскарады и конкурсы на короля и королеву велогонок — воспринимаются на ура! Хотя некоторые тренды, условно хипстерские, в мегаполисах уже приелись, а здесь хорошо идут. Несколько лет назад крупные города пережили всплеск и спад коворкингов и антикафе. А наш коворкинг — первый в Пятигорске, он сразу вызвал интерес у фрилансеров, которые приходят к нам работать.

Не только санатории, минералка и Лермонтов

Пятигорск — не самый простой город для велотуристов: нужно ехать то с горы, то в гору. Людей на велосипедах намного меньше, чем в соседних равнинных Ростове и Краснодаре и тем более в самых «велопродвинутых» Москве, Петербурге и Казани. Но маршруты для гостей-велосипедистов разрабатывают в том числе и такие: забираешься в гору и видишь весь город, еще выше — и все Кавминводы. Делают и маршруты по ровной местности — это, правда, в холмистом Пятигорске целая головоломка, нужно хорошо знать город. Велофестиваля Юля ждет с нетерпением, она уверена, что гости из других городов впервые увидят новое лицо Кавминвод. — Сейчас многие представляют Кавминводы как санатории, минеральные воды и место дуэли Лермонтова. Поэтому почти все туристы — люди в возрасте и пенсионеры, которые приезжают на лечение. А я хочу показать Пятигорск и Кавминводы с другой стороны — как место, где современные молодые люди могут интересно и зажигательно проводить время, заниматься велотуризмом, пешими походами, стремятся знакомиться с прогрессивными ребятами со всей страны. «Велофест-2016» нам в этом поможет.

Источник: etokavkaz.ru


18.04.2016

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент как бизнес интерактив кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение онлайн-ивенты отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды управление впечатлениями устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности