ММКФ: как устроен кинофестиваль
В апреле в Москве состоялся 45-й Московский международный кинофестиваль. Рассказываем, как устроен один из старейших кинофестивалей мира, какие форматы используют организаторы, какие задачи ставят перед мероприятием.
90 лет истории киносмотра
Московский Международный Кинофестиваль (ММКФ) является одним из старейших киносмотров в мире (второй после Венецианского кинофестиваля). Он был создан в целях развития культурного обмена и сотрудничества между кинематографистами всего мира. Впервые он был проведён в 1935 году и назывался «Советский кинофестиваль в Москве», председателем жюри стал легендарный советский режиссер Сергей Эйзенштейн.
Кстати, ранее мы писали о большом событии для маленьких фильмов – кинофестивале «Золотой теленок»
После первого смотра в 1935 году кинофестиваль не проводился 24 года и был возобновлен лишь в 1959 году по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Именно с этого года отсчитывается официальная хронология фестиваля. Сначала фестиваль проводился раз в два года, а с 1997 года киносмотр стал ежегодным событием, объединяющим мировых кинематографистов на площадках Москвы. Среди гостей и участников ММКФ 60-70-х годов звучат имена классиков мирового кинематографа: Федерико Феллини, Витторио де Сика, Микеланджело Антониони, Акира Куросава, Бернардо Бертолуччи и др. С 1999 года и по сегодняшний день президентом фестиваля является советский и российский кинорежиссёр, продюсер Никита Михалков.
На площадке фестиваля в 2023 году было показано более 200 фильмов из 64 стран мира, из них 44 государства представляют Евразийский континент, причем соотношение Европы и Азии практически одинаковое: 23 европейские страны и 21 азиатская.
«В 2022 году было 245 фильмов, а в предыдущие даже около восьмидесяти. В Основном конкурсе ММКФ в этом году – одиннадцать картин. К нам приехали 128 человек из тридцати пяти стран, а в 2022 году было 115 человек. Фестивальные площадки – это 7220 мест для зрителей, не включая гостей открытия и закрытия кинотеатре «Россия», – отметил на брифинге президент ММКФ Никита Михалков.
За 8 дней фестиваль посетило 38 000 зрителей и 6 000 аккредитованных гостей и представителей СМИ. Партнерами 45го ММКФ выступили ювелирная компания Mercury, онлайн-кинотеатр START, сеть кинотеатров «Москино», отель «СтандАрт».
Не только просмотры
ММКФ открыт для всех, и для профессионалов, и для обычных зрителей. Московский кинофестиваль устроен так, что для профессионалов работает бизнес-площадка, а гости и жители города могут попасть на просмотры по обычным билетам. Всего в рамках ММКФ прошел 391 сеанс в 22 залах. Фестиваль длится 8 дней и проходит на 10 площадках: Каро 11 Октябрь, «Иллюзион», «Художественный», Москино, «Космос», «Искра», «Салют», «Поклонка» Музея Победы, Центральный дом кинематографистов, Большой зал Новой Третьяковки, кинозал инженерного корпуса Третьяковской галереи.
Красная дорожка – обязательный и ожидаемый всеми элемент открытия любого кинофестиваля. На ММКФ церемония открытия и красная дорожка традиционно проходят на Пушкинской площади в здании бывшего кинотеатра «Россия», теперь это Московский театр мюзикла. 20 апреля на красную дорожку ММКФ вышли более 100 приглашенных гостей – актеры, режиссеры, продюсеры, представители фильмов, члены жюри и международные кинематографисты. Сама церемония длилась около часа, а после был показан фильм открытия – «Снегирь» Бориса Хлебникова.
На фестивале огромное внимание уделяется работе с прессой, однако на красную дорожку попадают только съемочные группы, в этом году здесь присутствовало более 200 журналистов и операторов от более 20 федеральных и иностранных телеканалов.
Бизнес-площадка открылась 20 апреля и представляла собой отдельный блок деловой программы, где прошли питчинги, презентации и круглые столы, панельные дискуссии и конкурсы. Участниками бизнес-площадки стало более 60 экспертов киноотрасли – представители органов государственной власти, медиа-, книжной, киноиндустрий, а также ТВ и IT-рынка. В их числе – гости из Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Мозамбика, а также более чем из 20 регионов России. Также в этом году фестиваль посетила большая делегация самых влиятельных продюсеров из Индии, которую возглавил исполнительный директор Гильдии продюсеров Индии Нитин Тедж Ахуджа. В группу индийских кинопроизводителей вошли представители таких продакшн-компаний, как Emmay Entertainment, Roy Kapur Films и Applause Entertainment. Российские киностудии и авторы представили индийским кинематографистам свои проекты в рамках питчинга. Кроме того, большое внимание уделялось возможностям и перспективам развития кино в регионах РФ. После фестиваля индийская делегация отправилась в локейшн-тур по России подбирать интересные локации для индийских фильмов. И пока в Москве продолжался кинофестиваль, в Сочи для представителей индийской киноиндустрии состоялась презентация кинолокаций Краснодарского края.
«У вас очень много прекрасных и живописных объектов, способных привлечь крупные киностудии. Более того, мы бы с радостью сняли фильм в коллаборации с игорной зоной «Красная Поляна», – успел проявить заинтересованность Нитин Тедж Ахуджа.
Трудный возраст
Одно из нововведений этого года– появление кинолектория, который был открыт все фестивальные дни. Кинолекторий – это серия часовых лекций от отборщиков фестиваля с последующим просмотром кинофильмов. Формат был в первую очередь ориентирован на студентов, которые получили специальную аккредитацию на фестиваль с доступом практически на все показы, в лекторий, на бизнес-площадку. Участникам и студентам представилась возможность узнать больше об истории ММКФ, ситуации в киноиндустрии различных стран, услышать экспертные мнения о трансформации кинорынка, направлении его развития, а также побывать на творческой встрече с португальским режиссёром и сценаристом Эдгаром Пера. Студенческую аккредитацию получили более тысячи студентов из полутора десятков ведущих творческих вузов.
Синема, синема!
В отборочной комиссии ММКФ на этапе отбора фильмов для фестиваля задействовано 16 экспертов киноиндустрии.
«Я очень благодарен людям, которые весь год подбирали эти фильмы, договаривались с людьми, готовили их приезд – от имени дирекции, от вас и своего имени», – поделился эмоциями Никита Михалков.
Возглавляет комиссию уже второй год Иван Кудрявцев – известный журналист и продюсер, член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
«Кинофестиваль – это ежегодник, который рекомендует фильмы, обязательные к просмотру по мнению экспертного сообщества. Те, которые будут смотреть и через 3-5 лет», – рассказывает Иван Кудрявцев.
Смотровая программа ММКФ состоит из 19 тематических блоков, в которых представлено по 5-12 фильмов. Картины из четырех конкурсных программ – основной конкурс, конкурс документального кино, конкурс короткометражных фильмов и конкурс «Русские премьеры» – соревнуются за главный приз в своей номинации.
Председателем жюри основного международного конкурса в этом году стал Рахуль Равель, индийский кинорежиссер и продюсер, член центрального комитета Национальной миссии по кинонаследию под эгидой Национального киноархива. Жюри конкурса «Русские премьеры» в этом году возглавил российский режиссер Алексей Учитель. На фестивале представлена и обширная внеконкурсная программа, призванная показать самые разные жанры, собрать лучшие мировые картины.
«Мы сейчас наблюдаем большой разворот мирового кинематографа к молодому герою, молодому зрителю, начинается смена поколений, и это находит свое отражение в программе ММКФ. У нас этот тренд зафиксирован в новой программе «Трудный возраст», он же продолжается в программах «Дикие ночи», «Блокбастеры народов мира», и конечно, в кинолектории для студентов», – рассказывает председатель отборочной комиссии ММКФ Иван Кудрявцев.
Программу «Дикие ночи» курирует кинокритик Егор Москвитин, подбирая фильмы для любителей авторских триллеров и хорроров. Есть программа «Трудный возраст», рассказывающая о проблемах как молодого поколения, так и поколения, вслед за которым оно идет. В программе «Блокбастеры народов мира» демонстрируются картины, которые соревнуются с голливудскими блокбастерами в своих странах. Кроме фильмов со всего света посетителей Московского кинофестиваля встречала выставка архивных фото «Хроника ММКФ». Самые яркие кадры из истории мероприятия можно было увидеть в киноцентре «Октябрь» – главной площадке фестиваля.
«Мне хотелось бы чтоб ММКФ стал фестивалем мечты для кинематографистов со всего мира, фестивалем альтернативы. Я мечтаю о том, что ММКФ станет площадкой для выражения иного мнения, необязательно диаметрально противоположного или противопоставляющего, но площадкой диалога, куда люди будут идти за глотком свободы, московского воздуха и куража, незабываемых московских воспоминаний. Это ощущение людям когда-то подарил Чемпионат мира, а Московский международный кинофестиваль проходит каждый год. Я верю, что он останется любимым и будет открывать новые территории для нашего зрителя», – делится своим видением миссии фестиваля Иван Кудрявцев.
Победители 45-го Московского международного кинофестиваля
Приз за вклад в мировой кинематограф – Карен Шахназаров
«Золотой Святой Георгий» за лучший фильм – «Три брата», режиссер Франсиско Папарелья (Чили, Аргентина).
«Серебряный Святой Георгий» за лучшую режиссерскую работу — Тонатию Гарсия, «Черная Луна» (Мексика).
«Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса короткометражного кино — «Всё», режиссер Лу Хэлай (Китай)
«Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса документального кино — «История российских тюрем. Владимирский централ», режиссер Юлия Бобкова (Россия).
«Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса «Русские премьеры» — «Край надломленной луны», режиссер Светлана Самошина.
Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» – «Фи 1.618», режиссер Теодор Ушев (Болгария, Канада).
«Серебряный Святой Георгий» за лучшее исполнение женской роли – Кахо Сэто, «Хрупкие цветы в потоке дней», режиссер Ютака Цунэмати (Япония)
«Серебряный Святой Георгий» за лучшее исполнение мужской роли — Фернандо Арсе, «Те, кто внизу», режиссер Алехандро Кирога (Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия).
Чтобы не пропустить новые материалы, ключевые подборки и спецпроекты – ПОДПИШИТЕСЬ на нашу еженедельную почтовую рассылку!
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. Автор: Елизавета Юркова. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Event LIVE, архив ММКФ. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
16.05.2023