Бакалавр конгрессный: стандарты образования и киберфизические системы в индустрии 4.0
Подбор квалифицированного персонала для конгрессных операторов сегодня стал одной из самых сложных проблем для профессиональных организаторов мероприятий. Данный факт связан в первую очередь с отсутствием системного подхода к обучению таких специалистов в масштабах страны. В 2016 году Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утвержден профессиональный стандарт "Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок". Это означает, что через некоторое время могут быть разработаны академические программы при университетах (с получением диплома); программы дополнительного образования с получением сертификатов, подтверждающих владение конкретным набором компетенций и так далее. Что же происходит с подготовкой специалистов в области конгрессной деятельности, в области подготовки деловых мероприятий? В нашей стране имеются отдельные программы обучения, есть литература, проводятся семинары и обучающие курсы по ивент менеджменту, но единый стандарт, цельная система подготовки специалистов в области конгрессной деятельности отсутствует. О том, какие компетенции необходимы сегодня специалистам конгрессной отрасли в России, как и чему их обучают, как могут измениться ожидания работодателей в будущем, Event LIVE говорит с Наталией Серебровской, заместителем генерального директора Конгресс-бюро Санкт-Петербурга.
- Наталия Вадимовна, расскажите, пожалуйста, где сегодня готовят специалистов в области делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности? Существуют ли такие специализации?
Подготовка специалистов (менеджеров для индустрии делового туризма) – задача не из легких. В идеале такие специалисты должны обладать общими знаниями о конгрессно-выставочной сфере и разбираться в том секторе экономики, которому адресовано проводимое ими мероприятие. Бакалавров по профилю «конгрессно-выставочная деятельность» готовят в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Первый выпуск – в текущем 2017 году. Согласно учебному плану, спецкурсы по конгрессно-выставочной тематике студенты проходят на третьем и четвертом курсе. В программе запланированы три практики (учебная, производственная и преддипломная), мастер-классы и открытые лекции профессионалов индустрии встреч. Профиль «конгрессно-выставочная деятельность» относится к направлению подготовки «сервис и туризм», специалистов по которому, согласно данным Ростуризма, готовят порядка 400 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Однако указанный профиль (конгрессно-выставочная деятельность) присутствует далеко не во всех образовательных программах по направлению «сервис и туризм». К тому же следует отметить, что конгрессно-выставочная деятельность к туризму имеет весьма опосредованное отношение, не говоря уже о том, что далеко не каждый участник выставочных или конгрессных мероприятий является бизнес-туристом.
- Тогда возникает вопрос, коррелируется ли ситуация с наличием актуальных программ в учебных заведениях в области подготовки таких специалистов с потребностями рынка?
Образование решительно не успевает за бизнесом и потребностями рынка. В реестре советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (в соответствии с искомой отраслевой принадлежностью) зафиксированы 2 совета, в том числе:
- Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности (организация: Торгово-промышленная палата РФ), председатель Совета Катырин С.Н.
утвержден:
- стандарт «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок», разработчик РСВЯ, утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 09.11.2016, № 612 Н.
в разработке:
- стандарт «Специалист по конгрессной деятельности».
- Совет по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства (организация: НП «Федерация рестораторов и отельеров»), председатель Совета Бухаров И.О.
утверждены:
- стандарт «Экскурсовод (гид)», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 04.08.2014, № 539 Н.
- стандарт «Руководитель предприятия питания», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 07.05.2015, № 281 Н
- стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 05.07.2015, № 282 Н
в разработке:
- стандарт «Работник по приему и размещению гостей»
- стандарт «Горничная»
- стандарт «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта»
Таким образом, следует констатировать, что если в сфере индустрии гостеприимства сегодня работают (разработаны и введены в действие) 3 профессиональных стандарта и планируются к вводу еще 3, на основании которых строятся образовательные стандарты/образовательные программы, то в сфере конгрессно-выставочной деятельности утвержден и введен в действие единственный стандарт «специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок». Безусловно, для отрасли этого совершенно недостаточно.
Разработанный проект профессионального стандарта «специалист по конгрессной деятельности» сегодня проходит стадию обсуждения специалистами и экспертами отрасли. Однако уже сейчас можно сказать, что он требует очень серьезной доработки, так как был построен на базе стандарта специалиста по выставочной деятельности, а сфера конгрессной деятельности значительно отличается от выставочной. Так, например, проект стандарта специалиста по конгрессам охватывает только те конгрессные мероприятия, которые проводятся в рамках деловых программ, сопровождающих выставки, и не учитывают, например, деятельность профессиональных организаторов конгрессов.
- Тогда всё-таки какие знания, навыки и компетенции необходимы сейчас специалистам, занятым в индустрии делового туризма в целом, и в конгрессно-выставочной деятельности – в частности?
В марте этого года Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга, подведомственное учреждение Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, провело образовательный семинар по подготовке отраслевых кадров. В рамках обсуждения проблемы подготовки отраслевых специалистов и наличия профессиональных стандартов были выявлены реальные потребности в таких специалистах как «продюсер отраслевой конференции», «специалист по строительству и дизайну выставочных стендов (торгово-промышленных выставок)», «руководитель проекта в сфере конгрессно-выставочной деятельности» и ряд других.
Вместе с тем, участники семинара сошлись во мнении о том, что специалисты, работающие в компаниях, специализирующихся в области конгрессно-выставочной деятельности, должны быть «универсалами», то есть помимо знаний в области конкретной специальности, они должны обладать значительно более широким спектром знаний: иметь общую экономическую подготовку, разбираться в основах геополитики, хорошо знать такие сферы, как реклама, маркетинг, PR, основы делового общения, разбираться в основах и уметь читать техническую документацию. Очевидно, что специалист в области конгрессно-выставочной деятельности должен быть широко эрудированным человеком, поскольку научно-промышленные выставки, а также отраслевые конференции затрагивают все сферы народного хозяйства, в том числе инновационное производство, IT-технологии и многие другие.
- Наталия Вадимовна, а как Вы считаете, изменятся ли требования работодателей к соискателям в конгрессно-выставочной отраслив ближайшей перспективе? Каким образом?
Четвертая промышленная революция, более известная как «Индустрия 4.0» (получившая свое название от инициативы 2011 года, возглавляемой бизнесменами, политиками и учеными Германии) - средство повышения конкурентоспособности через усиленную интеграцию «киберфизических систем» или, по сути, массовое внедрение киберфизических систем как в производство, так и в сферу услуг, потребует наличия специалистов, умеющих управлять производственными процессами на основе обработки больших массивов баз данных, цифровизацией всех процессов, использующих все актуальные ресурсы и возможности современных интернет-систем.
Эксперты полагают, что значительное увеличение скорости производственных и бизнес-операций и циклов, появление новых материалов, повышенные требования к инновациям и технологиям, как следствие 4-й промышленной революции, приведет в том числе к междисциплинарности – как основы любой деятельности. В сфере конгрессно-выставочной деятельности это будет означать наличие универсальных отраслевых специалистов, абсолютно владеющих не только отраслевыми знаниями, но и актуальными информационными технологиями, соответствующими реальному времени.
- Получается, что образовательные программы в вузах недостаточно актуальны, проекты профессиональных стандартов требуют серьезных доработок, а индустрии 4.0 требуются совершенно новые кадры. Как тогда сегодня бизнес оценивает качество специалистов, соискателей? Есть ли потребность у бизнеса в российских программах сертификации? Какими эти программы должны быть?
Сертификация персонала, безусловно, позволяет организациям обеспечить необходимый уровень квалификации для выполнения текущей и планируемой работы. Сертификация дает подтверждение того, что сотрудник соответствует занимаемой должности, способен выполнять поставленные перед ним функциональные задачи.
Подобная система сертификации персонала широко распространена на Западе. В России в ряде отраслей эта система также успешно функционирует. Что касается индустрии гостеприимства сертификация, система сертификации хорошо зарекомендовала себя и успешно применяется, например, для специалистов «гид-переводчик».
"Как и 5-10 лет назад, нехватка кадров ощущается очень остро, соискателей довольно много, но подготовленного специалиста всегда сложно найти. Одна из причин - проблема на уровне образования, до сих пор нет единых стандартов для подготовки специалистов индустрии встреч. Не все понимают, что это за индустрия такая, путая c термином «event», особенно страдают регионы. Нам это в большей степени заметно, так как в нашей компании много региональных конференций. Сложности возникают даже на этапе выбора площадки, не все сертифицированы и отвечают международным стандартам, и если возвращаться к кадрам и уровню сервиса, то есть над чем работать", - рассказала порталу EventLIVE Светлана Плиева, генеральный директор Международной организации конгрессного обслуживания «МАКО»
В сфере отечественной конгрессно-выставочной деятельности эта система не применяется. Однако при определенных условиях вполне могла бы использоваться и до некоторой степени даже заменить собой подготовку специалистов образовательными учреждениями, учитывая, что без опыта профессиональной работы, даже при самой наилучшей теоретической подготовке, выпускника высшего или среднего учебного заведения квалифицированным специалистом считать нельзя.
Материал подготовлен эксклюзивно для EventLIVE. При перепечатке или цитировании ссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью Got Credit
10.04.2017