Как фестиваль «Арт Овраг» новые смыслы выращивает

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Вот уже восемь лет в июне небольшой моногород Выкса в Нижегородской области принимает десятки тысяч гостей на фестиваль современного искусства «Арт-Овраг». Благодаря этому событию жизнь города успела значительно измениться: развивается инфраструктура, каждый год появляются новые рабочие места, открываются предприятия. Рассказываем о первом культурном проекте, который меняет жизнь целого города.

Как начался «Арт-Овраг»

В Выксе живут немногим больше 53 тыс. человек. Сердцем города является местный металлургический завод, который входит в Объединенную Металлургическую Компанию (ОМК), на нем задействовано больше четверти населения. В начале нулевых число горожан стремительно сокращалось: количество выксунцев, уезжавших на поиски лучшей жизни, доходило до тысячи человек в год. Городу и его жителям необходимы были новые смыслы и новые ценности.

Это хорошо понимали в благотворительном фонде «ОМК-Участие», и долгие поиски решения вылились в первый фестиваль уличной культуры и современного искусства «Арт-Овраг», организованный совместно с художником и сценографом Дмитрием Алексеевым.

В овраге местного Парка культуры и отдыха были открыты скейт-центр и площадка для танцевальных баттлов, приглашены брейкеры, театральные коллективы и уличные художники со всего мира. Последние, конечно же, не могли уехать, не оставив что-то Выксе на память, и украсили своими работами колонны заброшенного ДК имени Ленина и стену городского универмага. Так, едва появившись, проект «Арт-Овраг» сразу выплеснулся за пределы площадки своего проведения. Ивент стал настоящим событием для города, и решено было проводить фестиваль ежегодно.

Как это работает

Каждые три года команда организаторов меняется, это позволяет фестивалю развиваться и учиться на собственных ошибках. Фестиваль курировали художник Константин Гроусс, архитектурное бюро Wowhouse Олега Шапиро (создатели «Стрелки») и архбюро «8 линий» (создатели «Архстояния»). Ежегодно программа пополняется новыми активностями: в течение двух дней фестиваля проводятся открытые лекции и мастер-классы, горожанам показывают кино, для них приглашают модных инди- и рэп-исполнителей.

Стоит заметить, что «Арт-Овраг» – это не передвижной праздник, фестиваль встроен в контекст города. Организаторы грамотно используют уже существующие культурные и исторические якоря при выборе темы ивента. В разные годы объектом вдохновения для художников становились местная башня работы архитектора-авангардиста Владимира Шухова – почти такая же, как на Шаболовке, закрытие легендарного мартеновского цеха, работавшего в Выксе с XIX века, геральдический знак основателей города братьев Баташевых.

Музей под открытым небом

За последние 8 лет вся Выкса превратилась в музей современного искусства: в городе находятся 85 арт-объектов и инсталляций, некоторые из которых стоит упомянуть:

Фото

  • Граффити «Выкса 10 000» от московского художника Миши Most – это самое большое граффити в России и Старом Свете, оно даже занесено в Книгу Рекордов России.
  • Интерактивная трехмерная инсталляция «Игровая площадка» в виде трехмерных букв, складывающихся в слово «Выкса». Внутри конструкций находятся лесенки и качели.

Фото

  • Единорог – работа венгерского художника Габора Миклоша Сёке, воплотившая в себе символ Выксы. В 2015 году скульптура была признана выксунцами лучшим арт-объектом, появившимся благодаря фестивалю.
  • Инсталляция «PRO.ЁЛКА» от москвича Петра Виноградова, посвященная творчеству Владимира Шухова. Местные жители прозвали ее своей «Эйфелевой башней»

Фото

  • «Сказка о потерянном времени» – одно из последних граффити уличного художника Паши 183, часто называемого русским Banksy. Из четырех созданных здесь работ сохранилось две, вторая – это черно-белая Выксунская Мадонна в окладе окна кирпичной трансформаторной будки.

Искусство вовлечения

Кроме муралов и инсталляций в Выксе появилось 15 объектов городского дизайна, и была запущена программа «Арт Двор», благодаря которой на придомовой территории появляются скамейки, детские и спортивные площадки, театральные сцены. Идеи для обновления дворов горожане представляют сами, а наиболее интересные проекты дорабатываются архитекторами и урбанистами и затем реализуются. Также были восстановлены набережная пруда Лебединки и реконструирован ряд остановок общественного транспорта.

Выксунская администрация тоже идет навстречу инициативам и экспериментам: в первый год проведения фестиваля глава города Игорь Раев лично вызволял стрит-арт художников из рук полиции, которая забирала их в отделение прямо во время творческого процесса.

Фестиваль активно вовлекает горожан в активности. Так в 2013 году гости праздника совместно с жителями города расписали пятьдесят скамеек на главной аллее городского парка, а в 2016 году горожане под руководством стрит-арт художника Владимира Нутка создали граффити на стене одного из жилых домов.

Кстати, бывает и так, что местные власти и градообразующие предприятия не имеют никакого отношения к ивенту, а он все равно появляется – словно бы сам по себе и меняет городское сообщество. Читайте статью Ивент без ивенторов? Феномен Том Сойер Феста

Фото

Результаты и перспективы

Стоит заметить, что не все проходит идеально, и многие жители города относятся к современному искусству довольно неоднозначно. Например, уничтожили работу американского художника Джона Пауэрса – деревянную конструкцию «Большой Джини» облили бензином и сожгли. С другой стороны, трехмерная надпись «Выкса» настолько полюбилась выксунцам, что когда несколько лет назад она оказалась повреждена упавшим деревом, горожане сами участвовали в ее восстановлении. В оценке же граффити люди расходятся, но большинство считает, что «любые граффити лучше серых стен».

Результаты говорят сами за себя: уровень подростковой преступности снижается и растет число туристов – только с 2015 по 2017 Выксу посетили больше 100 тыс. человек. А еще город вошел в список «100 городских лидеров» — программу развития городских сообществ и их инициатив. Самое главное, что отток жителей постепенно начал снижаться: по словам первого замглавы администрации Выксы Игоря Пономарева, за несколько лет количество уехавших за лучшей жизнью выксунцев уменьшилось почти в четыре раза. Хотя сальдо миграции все еще остается отрицательным, местные власти уверены, что все получится, просто нужно больше времени, чтобы вырастить в Выксе новые смыслы.

Фото


03.06.2019

Понравилось? Расскажите друзьям!
PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий безопасность выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн интерактив коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события персонал площадки премии продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события среда события территориальный маркетинг технологии тренды экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности