Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса



Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы поставил перед Россией, а также другими государствами с сырьевой экономикой сложнейшую задачу поиска новой модели социально-экономического развития. Главным условием ее решения является структурная и системная трансформация реального сектора экономики, то есть переход к постиндустриальной форме хозяйствования, где основной движущей силой будет выступать человеческий, информационный и инновационный капитал.

Начиная с начала XXI века в развитых странах мира широкое распространение получил новый тренд постиндустриального развития - креативная экономика.

Данная экономическая модель стала одной из наиболее быстрорастущих и динамичных драйверов роста в мировой торговле товарами и услугами, чей ежегодный прирост составляет в среднем 8,7%.

Одними из первых, кто в своих работах использовал понятие «креативная экономика» были Д. Хопкинс в 2001 году и Р.Флорида в 2005 году. В своих трудах они обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей с творческим мышлением, способные генерировать оригинальные, инновационные и креативные идеи, к ним можно отнести ученных артистов, IT-специалистов и др.[1].

«Ивент индустрия в креативной экономике: как сохранить конкурентоспособность в новом мире» - ключевая тема VII Евразийского Ивент форума и Форума Event LIVE (Санкт-Петербург, 17-20 января 2018).

На стратегической сессии Форума 19 января эксперты будут рассуждать о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

В качестве определения креативной экономики Д. Хопкинс выделил пятнадцать креативных отраслей, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок, оригинальных разработок и.д. К ним он относит такие отрасли, как реклама, архитектура, изобразительное искусство, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, НИОКР, программное обеспечение, игрушки, ТВ/радио, видеоигры [2].

Креативные индустрии активно развиваются. Только за 8 лет (с 2003 по 2011 год) объем

экспорта и импорта креативных товаров вырос в 2 раза (см. рис.1). Сегодня динамичный рост креативной экономики переживает США, также положительное влияние креативного сектора на общее экономическое развитие страны отмечено в Великобритании, Германии, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии и Гонконге [3].


Рис.1 Динамика мировой торговли креативной продукцией, экспорт и импорт, (млрд. долл)

В структуре экспорта и импорта креативной продукции наибольшая доля приходится на сектор дизайна, в который значительный вклад вносят мода и предметы интерьера, также растет доля новых медиа.

Высокий уровень экспорта креативных товаров традиционно наблюдается в развитых странах, подтянулись к их уровню развивающиеся страны. Заметно отстают страны с переходной экономикой, к числу которых относятся практически все страны СНГ, в том числе Россия и Казахстан (см. табл. 3).


Таблица 2. Экспорт и импорт креативных товаров в разрезе экономических групп, 2012 (млн.долл)/ Источник: сост. авторами на основе данных [3]

Самый крупный рынок креативных индустрии находится в США, хорошие позиции у Великобритании и стран ЕС

У России пока в целом скромные позиции в мировом масштабе, несмотря на то, что она занимает первое место среди стран с переходной экономикой по экспорту креативных товаров.

Данная проблема в России в основном связана с ограниченными возможностями профессионального и бизнес-образования, недостаточным технологическим и инновационным потенциалом, неразвитостью инфраструктуры [4].


Таблица 3. Структура экспорта и импорта креативных товаров (%), 2012 г. Источник: сост. авторами на основе данных [3]

Во многих развитых странах креативная экономика признается в качестве ведущего сектора экономики и обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень занятости населения, вытеснив традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Следует отметить, что креативные индустрии в развитых странах создают самую высокую добавленную стоимость товаров и услуг, и на данный момент уровень доходов представителей креативного класса превышают средний общенациональный уровень
 

Таким образом, России и другим сырьевым странам в сложившихся условиях необходимо ускорить процесс трансформации действующей экономической системы, и создать

благоприятные условия для перехода в фазу креативного развития. Для этого целесообразно проводить работу по дальнейшему совершенствованию системы образования, где основной упор будет отводиться подготовке специалистов творческого и креативного труда. Также важно создать соответствующую инфраструктуру развития творческих отраслей с современными научно-исследовательскими центрами, объектами сферы культуры и спорта и т.д.

Жаров Ержан Каирович
Источник: NovaInfo.Ru - №48, 2016 г. Экономические науки

Список литературы

  1. Флорида Р. 1. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: Учебник пер. с англ./
    Р.Флорида. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. – 421с.
  2. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги: Учебник пер. с англ./Дж. Хокинс. – М.: Классика XXI, 2011. – 256 с.
  3. Сreative economy report: widening local development pathways / United N a t i o n s / U N D P / U N E S C O , 2 0 1 3 http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf
  4. Жаров 4. Е.К., Патласов О.Ю. Условия перехода к фазе креативного развития экономик
    Казахстана и России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2016. – № 2(24).

05.12.2017

PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ бартерное сотрудничество билетные технологии бюджетирование выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм кейтеринг конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная экономика молодые специалисты научная конференция научные конференции обучение онлайн события отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

  • EXPO BUSINESS REVIEW
ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности