Доля России на мировом рынке индустрии встреч

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


До кризисного периода, начавшегося в России в 2014 году, наша страна стабильно входила в перечень дестинаций, к которым проявляли интерес потенциальные заказчики деловых мероприятий, как в корпоративном, так и в некорпоративном сегменте. При этом основной объем мероприятий был сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Это обусловлено высоким административным статусом городов, близостью к Европе, богатым культурным наследием, развитой материально-технической конгрессной базой. Регионы России традиционно слабо представлены на международном рынке и не имеют достаточной инфраструктуры для проведения деловых мероприятий.

В условиях текущей геополитической и экономической ситуации рост российской ивент индустрии замедлился. Снижаются показатели как выставочной, так и конгрессной отрасли, отмечено сокращение потока туристов, прибывающих в Россию с деловыми целями, участники рынка вынуждены приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса.

Необходимо отметить, что среди ведущих стран по проведению конференций и конгрессов Россия пока занимает только 42 место (ICCA Statistics Report 2015). Российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч оценивается международными экспертами в более чем 500 млн. евро в год. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий по официальным оценкам составляет менее 1%, а в мировой торговле Россия занимает долю примерно в 3%.

Российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч оценивается международными экспертами в более чем 500 млн. евро в год. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий по официальным оценкам составляет менее 1%, а в мировой торговле Россия занимает долю примерно в 3% (по данным ВНИЦ R&C)

На сегодняшний день официальная статистика по количеству конгрессных мероприятий не ведется. В связи с этим общее количество мероприятий, ежегодно проходящих на территории России можно определить, опираясь на оценки экспертов. По данным ВНИЦ «R&C», данный показатель составляет от 10000 до 13500 мероприятий.

Рисунок 1. Оценка экспертами объема конгрессного рынка России в денежном выражении

Источник: ВНИЦ R&C

В настоящее время доминирующее положение на рынке конгрессных услуг РФ занимают иностранные фирмы. Есть также российские компании, которые в суммарном объеме рынка способны конкурировать с зарубежными. Среди лидеров можно назвать: Adam Smith Conferences (британский Институт Адама Смита); AH Conferences (Arthur Hunt Conferences); BBPG Conventions; РосБизнесКонсалтинг (РБК); Infor Media Russia (ITE Group PLC); Independent Media( газета «Ведомости», «The Moscow Times»); LBS International Conferences, а также ряд других российских компаний, занимающихся конгрессной деятельностью на профессиональной основе.

Представители отраслевых международных ассоциаций, российские ученые - local hosts международных конгрессов, профессиональные конгрессные операторы (РСО), конгресс-бюро и маркетинговые агентства, специализирующиеся на работе с ассоциациями - все они ведут постоянную трудоемкую работу по привлечению международных конгрессов в страну и город. Подробнее о том, каков механизм привлечения международного конгресса в дестинацию, каковы его особенности в России, каковы требования и ожидания каждой из сторон в рамках тендера, какая схема взаимодействия сторон наиболее эффективна для успешного привлечения мероприятия, на какую административную поддержку могут рассчитывать научные ассоциации и организаторы - эксперты будут говорить на сессии «Международные конгрессы ассоциаций: синергия науки, бизнеса и отраслевых профессиональных ассоциаций» в рамках VI Евразийского Ивент Форума (EFEA) 2017, 18-20 января 2017 в Санкт-Петербурге

По данным Ассоциации Бизнес Туризма, объем рынка делового туризма в 2014 году составил 560 млрд руб., увеличившись на 18% по сравнению с предыдущим годом. Согласно мнению экспертов MICE forum 2015 российский ивент-рынок развивался также высокими темпами, по разным оценкам от 7 до 10% в год.

Однако радикально изменившаяся ситуация в стране за последние два года не позволяет прогнозировать высокий рост этих рынков в 2017 году: по данным Buying Business Travel Russia опросы экспертов и статистика текущего года свидетельствуют о том, что большинство компаний планируют сокращать трэвел-расходы, а значит уменьшать траты на деловые поездки и участием в деловых мероприятиях. В то же время, по мнению экспертов, такие факторы как достаточный опыт основных участников рынка, необходимость клиентов ездить в командировки, проводить переговоры с партнерами, посещать образовательные и профессиональные мероприятия – свидетельствуют о том, что отрасль скорее всего продолжит развиваться, но небольшими темпами.

Две Российские столицы – Москва и Санкт-Петербург по-прежнему входит в топ-100 наиболее популярных конгрессных дестинаций мира и топ-50 Европы (ICCA Statistics Report 2015). Среди ведущих конгрессных городов мира Москва стоит на 89 месте, а Санкт-Петербург – на 83, пропустив вперед лидеров отрасли – Берлин, Париж, Барселону.

Для проведения в стране, в городе международных конгрессов крайне важна активность научного сообщества. Нашим ученым просто необходимо больше работать в направлении привлечения и организации конгрессов, активно участвовать в жизни международных ассоциаций. Не нужно бояться привлекать и проводить конференции. Конечно, это хлопотное дело, требующее много времени, усилий, но тот масштабный эффект, мощный толчок к развитию, который получает наша наука в результате проведения каждого международного конгресса, несопоставим с этой организационной суетой… Далеко не все учреждения имеют возможность отправить своих сотрудников на конгрессы за рубеж. А при проведении конференции в Москве, в России – это доступно. Более того, кроме знаний, новой информации, наши специалисты получают еще очень ценный ресурс – мотивацию. Для горящих глаз и большей пытливости ума, желания свершений и научных успехов необходимо общаться с единомышленниками, знать, что люди в мире увлечены тем же, что и ты. Это архиважно для развития науки. (Проф. А.Р. Хохлов в интервью АНО «Конгрессно-выставочное бюро г. Москвы). Подробнее в статье Зачем городу научные конференции, и чего не хватает Москве, чтобы стать столицей конгрессов

Исследование, проведенное ВНИЦ R&C в декабре 2015 года, показало, что оценки российских экспертов в отношении объемов рынка расходятся. Представители компаний из Санкт-Петербурга чаще отмечают, что объем рынка деловых встреч России в денежном выражении составляет 10-15 млрд. руб. Эксперты из Москвы оценивают объем рынка свыше 20 млрд. руб.

В России возможностями проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают 165 городов. Более диверсифицирован сектор MICE: 50% всех мероприятий приходится на Москву, 14% – на Санкт-Петербург, 36% мероприятий и конференций проводятся в других российских городах. Сегодня в мире насчитывается около 7 тыс. международных профессиональных ассоциаций, которые проводят в год около 20 тыс. мероприятий в разных странах и регионах. Только не более 600 из них проводили мероприятия в России. Здесь есть большой потенциал.

Сегодня город помогает ключевому событию, завтра событие-драйвер притягивает в разы больше инвесторов и туристов для города. И - что очень важно – в российских городах постепенно появляется компетенция и технология организации и проведения таких событий-драйверов: из живого диалога порталаEventLIVE с Владиславом Шулаевым на Форуме живых городов-2016 «События - это язык, на котором регион говорит со своими жителями, гостями, инвесторами

По данным ВНИЦ R&C, ежегодный объем деловых встреч в России с учетом всех форматов находится в диапазоне 12000 – 13000 мероприятий. По оценке экспертов, основная их доля приходится на малые форматы мероприятий (семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы, собрания и прочие). По итогам 2015 года количество мероприятий сократилось по сравнению с предыдущим годом, но данная тенденция является мировой и наблюдается с 2013 года. По данным ВНИЦ R&C в 2015 году количество конгрессных мероприятий в России составило 12857. В Москве ежегодно проходит свыше 5000 мероприятий, в Санкт-Петербурге – 2000-3000 крупных деловых событий - конгрессов, конференций, форумов, саммитов, съездов. Москва и Санкт-Петербург по оценкам экспертов занимают около 70% всего российского рынка (по данным Выставочного научно-исследовательского центра R&C, при этом согласно базе данных ICCA на 2014 год, в России в ближайшие несколько лет потенциально можно организовать более 8000 конгрессов только с участием международных ассоциаций. Сегодня в мире насчитывается около 7 тыс. международных профессиональных ассоциаций, которые проводят в год около 20 тыс. мероприятий в разных странах и регионах.

Таблица 1. Количество встреч международных ассоциаций в Санкт-Петербурге, Москве и европейских столицах, 2003-2014 гг.

Источник: ICCA

Одной из признанных проблем отрасли является отсутствие официального учета и статистики данных по рынку ивент индустрии. Единая статистика не ведется, есть данные только по отдельным направлениям. В данной работе Выставочный научно-исследовательский центр R&C использовал данные профильных государственных ведомств, конгрессных бюро, международных ассоциаций: ICCA, MPI, IAPCO, UFI, SITE


06.12.2016

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности