Итоги года для ивент отрасли: меняйся или умри

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Завершается 2022 год – непростое время для всей российской экономики. Как его пережил ивент рынок? Какие тренды наметились в отрасли? Подводим итоги и заглядываем в будущее вместе с профессионалами конгрессно-выставочной индустрии.

Скорее жив, чем мертв

По результатам опроса, который редакция Event LIVE провела перед написанием этой статьи, мнения по оценкам года у игроков рынка разделились. Большая часть из них определила прошедший период, скорее, положительно. Бизнес медленно, но верно начал восстанавливаться – так ответили 26% респондентов. 17% опрашиваемых посчитали, что по сравнению со временами Covid-19 все было отлично, а еще 16% – вообще не заметили каких-либо сложностей.

При этом немалая часть участников опроса (24%) призналась, что балансировала на грани, а сам бизнес отработал «в ноль». Еще 17% подсчитывают убытки и не могут адаптироваться к постоянным потрясениям и нестабильности.

Основатель компании «А5000» Иван Мищенко признался, что год для его организации оказался успешным.

«Сохраненная во время пандемии команда и восстановившийся практически полностью рынок деловых мероприятий обеспечили нас проектами в течение всего года. Более того, часть отложенных мероприятий прошла в нетипичное для них время, заполнив тем самым обычно более свободные для нас лето и декабрь. Это обеспечило заметный рост как в количестве мероприятий, так и в обороте относительно и 2021, и даже 2019 года», – поделился он достижениями.

Сохранить показатели прошлого года удалось агентству Bigfinger. По словам его основателя Антона Пузырева, было непросто: клиенты из числа иностранных компаний ушли, участники мероприятий или уезжали из страны, или отказывались от посещения событий, так как не видели смысла в продвижении своих товаров и услуг в неспокойное для экономики время.

«Ивент индустрия первая страдает при любых катаклизмах, – уверен Антон Пузырев. – Если до 24 февраля у нас все было по плану, то дальше план не работал. Началась игра бизнес-стратегия. Приходилось все менять, отказываться от одних идей и срочно придумывать другие. Все для того, чтобы оставаться наплаву. У нас это получилось. Но в целом неблагоприятная геополитическая ситуация нанесла рынку ощутимый ущерб. Снизилось количество игроков, меньше стало подрядчиков и поставщиков. Рынок однозначно меняется».

При этом исполнительный директор агентства People Екатерина Новикова, призналась, что считает 2022 год самым сложным для бизнеса.

«Многие мероприятия отменились, даже если сравнивать с пандемией – проведение событий замораживались и отодвигались, а в этом году сразу отменялись. Несмотря на это, мы организовали больше мероприятий, чем в прошлом году, но масштаб и количество гостей прилично уменьшились. Это расстраивает», – рассказала Екатерина.

Согласна с тем, что год был непростой и Екатерина Коляда, глава Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР).

«Статистика только по одному проекту у нас упала почти в два раза, это рейтинг ТОП-Комм, – пояснила она. – Причины в том, что одни компании ушли с рынка, а главы по коммуникациям других включили режим молчания, который продолжается до сих пор».

Фокус на Азию и Ближний Восток

Пока большинство игроков ивент рынка боролась с вызовами, в отрасли наметились определенные тенденции. Опрос показал, что ключевым трендом для событийной сферы стала переориентация на внутренний рынок и страны Азии – на это обратили внимание целых 47% респондентов. В тройку лидеров участники опроса также отнесли появление идеологического фактора (29%) и сложности с персоналом (23%). Среди других тенденций событийной отрасли: отмены деловых и развлекательных мероприятий (21%), снижение цен и сокращение объемов рынка (17%), и помощь или вмешательство государства (14%). Безопасность и устойчивое развитие профессионалов отрасли почти не волновали – эти тренды в 2022 году набрали всего по 4%.

Изменения в географии участников мероприятий – действительно важная задача в сегодняшних геополитических условиях.

«Отмена проведения в России крупных международных мероприятий, уход части иностранных компаний, остающиеся ограничения в авиаперелетах, нежелание части иностранцев, в основном европейцев, лететь в Россию по политическим соображениям — все это, конечно, негативно влияет на рынок», — считает Иван Мищенко.

Неслучайно фокус внимания ивентеров стал смещаться с Европы на Ближний Восток и Азию.

Если с азиатскими странами в 2022 году отношения только начали выстраиваться, то потенциал внутреннего российского рынка компании пытались активно раскрыть уже сейчас. По словам экспертов, некоторые мероприятия в России, по сути, заменили отмененные крупные международные события.

Как рассказал директор Национального конгресс-бюро (НКБ) Сагид Заремуков, VIII Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии в Санкт-Петербурге был проведен вместо выигранного городом большого международного конгресса. Форум собрал более 350 участников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, и стал успешным событием.

В 2023 году в Уфе состоится Международный пчеловодческий форум «АпиМир». Это мероприятие заменит «Апимондию», которую сначала перенесли на год позже из-за COVID-19, а теперь решили и вовсе не устраивать в России – новой страной проведения выбрана Турция.

«Среди альтернативных методов работы по направлению международных ротируемых конгрессов сейчас рассматривается взаимодействие с российскими научными и отраслевыми ассоциациями, – пояснил Сагид Заремуков. – Они имеют в своем составе зарубежных или региональных членов и проводят мероприятия, ротируемые в пределах стран СНГ или регионов России. Кроме того, ряд российских научных и отраслевых ассоциаций также выстраивает новые варианты взаимодействия с дружественными странами, инициируя новые проекты».

Прощай, размах! Здравствуй, неопределенность!

Юлия Жоля, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), назвала изоляцию от мирового профессионального сообщества одним из факторов, сдерживающих развитие отрасли. Среди других тормозов, по ее мнению, санкционные ограничения, которые не дают возможность оперативно получать последние технологии, негативные экономические и политические события, а также неопределенность планирования.

Согласна с ней и Екатерина Новикова: «Постоянное ощущение непредсказуемости негативно влияет и на сотрудников агентства, и на наших партнеров – заказчиков. Невозможно долгосрочное планирование, да и краткосрочное сложно осуществимо. Другая проблема – уход большого количества компаний, и организаторов, и заказчиков. Форматы и количество мероприятий сократились».

Эксперты уверяют, что на фоне всего происходящего сами события стали менее масштабными, а бюджеты более скромными. Размах и креатив сменились на простое качественное исполнение того же формата в меньшем объеме. При этом мероприятий патриотической направленности стало больше, а развлекательного характера – меньше.

«Изменилась тональность, – поделился опытом Антон Пузырев. – Раньше стояла задача удивлять, и клиенты требовали «сделайте такое, что мы еще не видели». Сейчас запрос на максимально тихо, лампово, бюджетно, небольшим кругом и прямо в офисе. Даже те компании, которые не сокращали масштабы своих ивентов, сделали их более скромными в эмоциональном плане. Ушли яркие громкие активности. Например, всегда в декабре был нарасхват оркестр снеговиков, а в этом году спроса на них совсем нет».

Место снеговиков заняли психологи и другие специалисты по внутренней гармонии и душевному равновесию. В корпоративном сегменте стали популярны психологические тренинги. В некоторых коллективах руководство пошло дальше – и в погоне за душевным здоровьем сотрудников устраивает ивенты с приглашением тарологов, нумерологов, гадалок. И интерес к эзотерике по мере усиления кризисных явлений только растет.

Тренды-2023

Как раньше уже не будет, уверены участники рынка. Необходимо поддерживать тонус и двигаться вперед. То, что работало вчера, сегодня уже изменилось, поэтому надо искать новые решения, оперативно реагировать на любые вызовы и потрясения, быть гибким и постоянно развивать свои компетенции.

Никто не знает, что будет в 2023 году, но его ждут с надеждой. Всем хочется определенности в завтрашнем дне, заниматься любимым делом и создавать яркие события, новые форматы, задавать новые тренды.

«В 2023 году следует ожидать запрос на простую человеческую радость офлайн, так как люди устали от ковидной и политической повестки, – говорит исполнительный директор НАОМ Юлия Жоля. – Продолжит развитие тренд на HR-мероприятия в различных форматах: психологическая и эмоциональная поддержка сотрудников, корпоративный спорт, well-being, работа с сообществами. И гибридных мероприятий станет еще больше».

Екатерина Коляда делает ставку на идеи, креатив и движение – главные составляющие успеха в ивент индустрии. «Надо выходить со значимыми идеями и искать единомышленников и партнёров и клиентов, развитие индустрии в депрессивные времена зависят от силы духа лидеров рынка и из возможности встать над ситуацией», – пояснила она.

По ее словам, в 2023 году следует ожидать продолжения негативных тенденций предыдущего года, смены ответственных лиц в компаниях, трансформации рынка, ухудшения экономики в целом.

«Нам как ассоциации придётся собирать рынок заново, заново формировать отношения и стандарты, создавать новое комьюнити, которое, как я ожидаю, в 2024 году практически полностью сменит предшественников. Новые подходы, новые люди, новая реальность, новые законы, новые продукты и новые бренды. Адаптируемся сами и учим других начинать заново. Главное, что позиции для новых начинаний довольно хорошие».

Основатель «А5000» Иван Мищенко считает, что кардинальных изменений текущей ситуации ожидать не стоит. Рынок продолжит свое восстановление и даже получит небольшое развитие, в первую очередь за счет внутреннего потенциала. Вклад европейских компаний и участников в отрасли так и останется на минимальном уровне, а ближневосточных и азиатских будет возрастать, но вряд ли сразу окажется существенным.

«Сохранится некоторая осторожность по вкладыванию финансов в «шик, блеск и красоту» подготавливаемых проектов, будет главенствовать «принцип достаточности». Кроме того, горизонт планирования и организации мероприятий также сохранит свои минимальные значения по сравнению с допандемийным уровнем, но, в основном, это касается небольших проектов. Поэтому ценность опытной, постоянной и мотивированной команды будет и дальше расти, так как проекты надо готовить максимально оперативно и слаженно. Я думаю, что формат агентств, превратившихся в 2020 году в сборище фрилансеров, должен в итоге проиграть в конкурентной борьбе тем, кто смог сохранить свои команды».

Мировые тренды

По версии American Express 2023 Global Meetings and Events Forecast

  • Количество очных мероприятий вернется к допандемийному уровню в течение 1–2 лет.
  • Виртуальные и гибридные совещания будут менее востребованы
  • Расходы на мероприятия вырастут и в значительной степени будут обусловлены планами развития их организаций.
  • Ожидается больше встреч и мероприятий, больше участников, более высокие бюджеты и более высокие ставки.
  • Новый акцент на партнерские отношения, устойчивость, разнообразие, справедливость и инклюзивность, а также на технологии.

По версии Кая Хаттендорфа, генерального директора UFI

  • Повышенное внимание к клиенту. Наша задача – сделать всё и убедиться, что клиент получает реальную пользу от события.
  • Климатический кризис. Мы должны будем показать, что деловые мероприятия являются частью решения проблемы.
  • Больше данных, меньше хайпа. Хайп вокруг «гибридов» или «мета-вселенных» сойдет на нет. Люди будут использовать только то, что действительно работает.
  • Кадры. Нам нужны новые люди, чтобы лучше «продавать» нашу отрасль.
  • Готовность к переменам. Во время пандемии у нас появились команды, которые умеют быстро адаптироваться. Всё это должно привести к появлению новых идей, новых форматов, новых мероприятий.

28.12.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности