События и туризм: 7 трендов по итогам ПМЭФ-2022

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Традиционно вопросы туризма и продвижения дестинаций находятся в фокусе внимания участников Петербургского международного экономического форума, но в 2022 году этим темам было уделено даже больше внимания, чем обычно. Портал Event LIVE побывал на ПМЭФ и выделил 7 главных тенденций, которые будут влиять на развитие туристической и событийной отраслей в России.

Открытость вопреки всему

Несмотря на рост напряженности во внешней политике, Федеральное агентство по развитию туризма считает необходимым сохранять страну открытой для туристов. Средний чек иностранного туриста выше, чем у путешественника из России: глава комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге сообщил, что россияне тратят на поездку в северную столицу около 32 тыс. рублей, а туристы из Армении, Азербайджана и Казахстана – 63 тыс. рублей. Путешественники из стран Ближнего Востока и Азии оставляют в Санкт-Петербурге и того больше – свыше 90 тыс. рублей.

Ростуризм предупреждает: в 2022 году экспорт туризма упал с 11 млрд долларов до 2 млрд долларов. Чтобы поддержать интерес к путешествиям в Россию, ведомство продолжает работать над запуском системы электронных виз для 52 стран, в том числе входящих сегодня в перечень недружественных. Необходимость открытости подчеркивалась и в области заимствования практик развития туристических центров, так руководитель Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян рекомендовал обратить внимание на опыт Дубая и других дестинаций Ближнего Востока с тем, чтобы применять эти инструменты в России.

Господдержка туризма увеличивается, бизнес указывает вектор

О необходимости поддержать туристическую отрасль инвестициями в своих выступлениях отмечали Президент России и вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Представители отрасли подняли вопрос о пересмотре фискальной политики в отношении туризма. По мнению специалистов, разовые субсидии не решают глобальные проблемы, стоящие перед отраслью. Чтобы туризм стал рентабельной отраслью, нужно внедрять собственную отраслевую налоговую систему. Представители Ростуризма подтвердили, что будут продолжать работать в направлении снижения налоговой нагрузки.

Обсуждается создание нового курорта, который бы отвечал потребностям современного туриста. Местом его размещения может быть выбран Дагестан: регион испытывает серьезную нехватку инфраструктуры при постоянном росте турпотока.

Усилия государства также будут направлены на продвижение туристических возможностей России. Так, комитеты по туризму Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода договорились объединить маркетинговые усилия для продвижения за рубежом, планируют вместе участвовать в международных выставках и роуд-шоу. Чтобы увеличить турпоток в другие регионы, представители отрасли рекомендовали местным комитетам проводить бизнес-миссии для турагентов и организаторов деловых мероприятий.

Photo
Photo
Евгений Реутов, Арсений Кац / Фонд Росконгресс

Событийная отрасль расширяет партнерские связи

Отраслевые объединения и организации в сфере организации мероприятий заключили на форуме большое количество партнерских соглашений. Одна только компаниия «ЭкспоФорум-Интернэшнл» объявила об 11 новых партнёрах, и это – рекордное количество за все годы проведения ПМЭФ. Российский Союз Выставок и Ярмарок (РСВЯ) договорился о сотрудничестве с проектом Национальный бренд «Сделано в России» («Made in Russia»), АНО «Национальные приоритеты» и Российским обществом «Знание», а также оператором и владельцем крупнейших конгрессно-выставочных площадок в Казахстане – АО «Национальная компания QazExpoCongress». Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C заключил партнерские соглашения с Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга и Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательским Институтом устойчивого развития в строительстве» (АНО «НИИУРС»).

Интерес к внутреннему туризму растет

Исследования подтверждают, что россияне как никогда заинтересованы в путешествиях по стране. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, за последние 5 лет 42% россиян ездили отдыхать в другие регионы России, а 29% признавались, что делали это неоднократно. В опросе портала Profi.Travel больше всего респондентов (31%) заявляют, что путешествуют по России, потому что им это нравится. Как отметил один из участников, россияне стремятся «присвоить себе свою страну».

По данным аналитиков сервиса «Слетать.ру», доля продаж пакетных туров в России за последние 7 лет выросла в 2,7 раз. Также изменилось распределение регионов: в 2015 году туры в Сочи и Адлер составляли 60% продаж, теперь же россияне существенно чаще отправляются в Санкт-Петербург, Казань, регион Кавказских минеральных вод. Эксперты объясняют изменения расширением ассортимента туристических программ и расписания чартерных рейсов.

Внятное позиционирование – ключ к успешному продвижению регионов

Аналитики Profi.Travel отмечают: за последние годы интерес к экскурсионным турам в регионы сравнялся со спросом на пляжные направления (87%). Однако эксперты фиксируют неравномерность спроса: 70% приходится на регион Северо-Запада. Каждый третий турагент говорит, что понятное позиционирование региона помогло бы продавать больше туров.

Специалисты советуют регионам искать свое лицо: изучать предпочтения туристов и корректировать продвижение, ориентируясь на их интересы. Например, анализ big data турпотока в Алтайском крае демонстрирует высокую долю интереса к скейтбордингу у приезжающих в регион.

Ростуризм также анонсировал проведение масштабного исследования туристического спроса и его предпосылок, по итогам которого для регионов сформируют рекомендации по созданию новых туристических продуктов и ревизии уже существующих.

События сохраняют наследие и создают будущее

2022 год был объявлен указом Президента РФ Годом культурного наследия народов России. В связи с этим многие дискуссии ПМЭФ были посвящены сохранению традиционной культуры. Ключевым инструментом решения этой задачи становятся события – фестивали, национальные праздники и спектакли, конгрессы малых народов. Событийный туризм создает новые смыслы для существования местных обрядов и промыслов, которые продолжают жить в ярких мероприятиях и сувенирной продукции. События привлекают не только туристов, но и инвестиции, а также создают рабочие места. Успешные кейсы в этой сфере представили Республики Саха (Якутия) и Карелия, а также Ханты-Мансийский округ.

Интересный факт – праздник Ысыах (Якутия) стал крупнейшим национальным праздником в стране. В 2019 году его посетили 205 тыс. человек.

Готовность поддерживать события, направленные на сохранение нематериального наследия, выразил Президентский фонд культурных инициатив: в 2022 году проекты креативных индустрий, в том числе подразумевающие проведение мероприятий, составили треть от всех проектов, получивших поддержку фонда.

Время инвестировать в туризм

На форуме Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило итоги ежегодного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Распределение регионов в рейтинге АСИ во многом коррелирует с позициями дестинаций в Рейтинге событийного потенциала регионов России, который ежегодно представляет Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C. В обоих исследованиях высокие показатели демонстрируют Татарстан и Башкортостан, а также Нижегородская область. Оба рейтинга также фиксируют позитивную динамику у Тульской, Мурманской и Тюменской областей, в Пермском крае и Республике Карелия.

Кстати, мы публиковали результаты Рейтинга ВНИЦ R&C

Регионы отмечают, что инвесторы стали осознаннее подходить к проектам, чаще вкладываются в развитие туристической инфраструктуры. На фоне этого Ростуризм заявил о планах расширить поддержку инвестиционной активности в туризме: уже сейчас для инвесторов открыта возможность получить льготные кредиты под 3-5% на строительство и реконструкцию отелей, а с 1 июля 2022 года вступает в силу закон о нулевой ставке НДС для гостиниц.

На форуме также было заключено около 40 соглашений о развитии внутреннего туризма, общий портфель инвестиций которых превысил 200 млрд рублей. В рамках соглашений предусматривается создание туристических комплексов, разнообразных средств размещения; запуск новых межрегиональных маршрутов по всей стране

Photo
Photo
Александр Жолобов, Елена Игнатьева / Фонд Росконгресс

Ставка на рост

По итогам форума можно выделить несколько направлений, которые обладают наибольшими перспективами в ближайшее время.

  • Экотуризм

В своей речи на пленарной сессии президент РФ поручил при развитии инфраструктуры уделить особое внимание поиску баланса между экономикой и сохранением окружающей среды.

Ростуризм на форуме представил новые национальные туристические маршруты, которые пролегают по территориям дикой природы. В этом году на все маршруты, находящиеся в разработке, выделено 1,2 млрд рублей, в 2023 году сумма составит уже 3,1 млрд рублей.

  • Автотуризм

133 автомобильных маршрута для путешествий по всей России представил Ростуризм. По данным ведомства, каждый третий турист путешествует по стране на автомобиле. Портал Profi.travel отмечает, что чаще других этот вид путешествий выбирают жители Северо-Западного региона страны.

  • Премиальный туризм

В связи с санкционными ограничениями прогнозируется рост интереса к российским премиальным туристическим продуктам. По данным экспертов, качественная инфраструктура для гольфа способна привлечь путешественников, расходы которых в 2,5 раза превышают средний туристический чек.

  • Конгрессно-выставочный туризм

Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков призвал проводить больше конгрессов и выставок: средний чек делового туриста в 3-4 раза превышает расходы обычных путешественников. Кроме того, проведение событий позволит обеспечить бесперебойной загрузкой туристическую инфраструктуру в течение всего года, а не только в летний сезон. Акцент на продвижение территории как конгрессно-выставочной дестинации позволяет привлечь в регион будущих инвесторов и в целом благотворно влияет на экономику субъекта. В качестве примера может служить сам ПМЭФ: по данным Фонда Росконгресс, мероприятие привлекает в бюджет Санкт-Петербурга средства в 8 раз превышающие затраты на его проведение и обеспечивает рабочими местами более 7000 человек.


23.06.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности